Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

ВедомостиБизнес

Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Лиана Липанова
чт. 13.02.2025

Сооснователь и гендиректор подарочного маркетплейса Flowwow. Вячеслав Богдан / Пресс-служба Flowwow

В октябре 2024 г. цветочный маркетплейс Flowwow изменил бизнес-модель и значительно расширил ассортимент. Теперь компания говорит о выходе за рамки традиционной ниши и трансформации в «гифтинговый сервис»: маркетплейс начал продавать кондитерские изделия, предметы декора, посуду и проч. За 2024 г. «нецветочные категории» составили уже 20% выручки. Flowwow рассчитывает, что через несколько лет кондитерские изделия начнут приносить компании уже половину оборота.

О том, зачем компания выходит в новые категории и как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными, в интервью «Ведомостям» рассказал сооснователь и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан.

– По оценке Data Insight и Tinkoff eCommerce, в 2023 г. оборот нишевых маркетплейсов вырос на 27% до 591 млрд руб., а что с 2024 г.? Что происходит на рынке, какие результаты за прошлый год?

– Рынок электронной коммерции продолжает расти уже не такими активными темпами, как во время и после пандемии. Если посмотреть на топ-100 игроков рынка, включая универсальные и нишевые маркетплейсы, то все растут, но разными темпами. Это связано и с общим замедлением роста онлайн-продаж, и с внешними факторами, например со снижением финансирования из-за удорожания денег на рынке. Даже у крупных универсальных игроков наблюдается замедление активности.

Кроме того, темпы роста всегда замедляются, когда компания переходит на уровни десятков миллиардов. Например, оборот Flowwow в 2023 г. вырос больше чем на 100% – с 4,5 млрд руб. в 2022 г. до 9,5 млрд руб. За прошлый год оборот вырос примерно на 80% – до 17,2 млрд руб.

– А если говорить про выручку и прибыль?

– Выручка выросла до 4,5 млрд руб. Прибыль в России в прошлом году составила 313 млн руб. У нас хорошо выросли регионы: сейчас их доля в выручке примерно 55%. Хотим в 2025 г. дорастить их до 60%. Но поскольку часть прибыли мы направляем на международную экспансию, год завершился с убытком в 92 млн руб. – это инвестиции в международное развитие, в частности Белоруссию. Сейчас новые рынки в общем обороте компании занимают около 6%.

А за счет роста новых категорий у нас подросла частота покупок для клиента. Конечно, есть еще фактор инфляции, из-за которой средний чек у нас подрос примерно на 15%.

– В 2022 г. чистая прибыль компании составила 200 млн руб., а в 2023 г. – всего 20 млн руб. С чем это связано?

– В последние три года мы живем в очень нестабильной ситуации, а в 2022 г. страха было гораздо больше. В том году мы, учредители Flowwow, решили впервые выплатить дивиденды, так как с момента основания бизнеса в 2014 г. ни разу этого не делали. Все заработанные средства мы реинвестировали в рост бизнеса.

В следующем, 2023 году стало понятно, что экономика не развалилась. И мы продолжили делать то же самое, что и раньше: почти всю прибыль направили в рост. В прошлом году мы наняли более 300 новых сотрудников – разработчиков, маркетологов и аналитиков, которые помогают улучшать наш продукт.

«Интернет-магазины могут занять половину рынка»

– Какую долю рынка e-commerce сейчас занимают узкоспециализированные маркетплейсы и смогут ли они когда-нибудь приблизиться по объемам к крупнейшим мультикатегорийным площадкам?

– Исследований о доле нишевиков никто не проводил, но я думаю, что универсалы занимают больше 60% рынка электронной коммерции. И их доля растет. Потому что универсалы работают на более широких сегментах: та же самая одежда и техника, т. е. то, что люди покупают чаще и на большие чеки.

Но, например, в США все так же сначала шли на маркетплейсы, пока не насытились. А затем пошел обратный тренд: иметь свою платформу или размещаться на других маленьких маркетплейсах тоже стало круто. И несколько лет назад объем продаж через Shopify (платформа, на которой компании могут создавать свои собственные интернет-магазины) обогнал по объемам транзакций Amazon.

Нишевики точно универсалов не обгонят, но вполне могут сравняться, т. е. нишевые маркетплейсы и маленькие или большие интернет-магазины могут занять половину рынка. А пока универсалы рубятся между собой.

– А кого вы считаете своими конкурентами? Крупные маркетплейсы или нишевые с такой же специализацией, как у вас?

– Если говорить о нишевых конкурентах, то еще лет пять назад нашими конкурентами были Florist. ru, «Русский букет» и «Семицветик» (по данным СПАРК, выручка ООО «Флорист.ру-онлайн» в 2023 г. составила 188 млн руб., чистая прибыль – 39 млн руб., выручка ООО «Русский букет» в 2023 г. – 40 млн руб., чистая прибыль – 7 млн руб., «Семицветик» зарегистрирован на ИП Скосарь Антон Валерьевич. – «Ведомости»). Два года назад мы уже стали больше по объемам заказов, чем 10 ближайших конкурентов в этой категории.

По итогам 2024 г. мы видим, что многие из конкурентов в нашей категории практически не растут, у кого-то даже есть минусы, а у нас – десятки процентов роста. Мы уже больше, чем любой из них, и при этом движемся быстрее. Это подтверждает, что мы на правильном пути. О нас узнали и крупные маркетплейсы, именно поэтому они начали заходить на нашу территорию.

Они видят цифры: когда речь идет о стартапе с оборотом 100 млн руб., то «Яндексу» или Ozon это не так интересно. Но когда речь заходит о миллиардах – это уже привлекательная ниша. Даже «Вкусвилл» и «Самокат» заходят в нашу категорию, но в основном обрабатывают сезонные пики. Например, ты можешь зайти в приложение «Самоката» или «Вкусвилла» и увидеть там тюльпаны в пиковые моменты.

Мы видим в этом опасность, и это мотивирует нас двигаться быстрее. Но пока они не делают значительных объемов. Им проще кого-то купить, но это уже не так легко.

«Один из универсальных маркетплейсов хотел нас купить»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Декларация длительности Декларация длительности

Минэк предложил продлить упрощённые правила ввоза иностранных товаров

Ведомости
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Путешественникам начертили схему Путешественникам начертили схему

Определены инвестиционные лоты для развития туристических макрорегионов

Эксперт
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
«Насилие. Микросоциологическая теория» «Насилие. Микросоциологическая теория»

Как перестрелки вытеснили честные поединки

N+1
Люди земли Люди земли

Эти четыре истории про благодарность природе за то, что она вошла в их жизнь

Afternoon Seasons of life
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Вернись с ответом Вернись с ответом

Каким должно быть сопроводительное письмо, чтобы взяли на работу мечты

VOICE
Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя

Что может служить «звоночками» в описании вакансии и на собеседовании

Forbes
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Пентхаус на слиянии двух рек Пентхаус на слиянии двух рек

Екатерина Богачик о современном интерьере квартиры в пентхаусе

SALON-Interior
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет

Что надеть в самолет, чтобы перелет не превратился в сущий ад?

ТехИнсайдер
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Можно ли съесть «слишком много» авокадо Можно ли съесть «слишком много» авокадо

Сколько авокадо можно съедать в день?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении