Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

ВедомостиБизнес

Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Лиана Липанова
чт. 13.02.2025

Сооснователь и гендиректор подарочного маркетплейса Flowwow. Вячеслав Богдан / Пресс-служба Flowwow

В октябре 2024 г. цветочный маркетплейс Flowwow изменил бизнес-модель и значительно расширил ассортимент. Теперь компания говорит о выходе за рамки традиционной ниши и трансформации в «гифтинговый сервис»: маркетплейс начал продавать кондитерские изделия, предметы декора, посуду и проч. За 2024 г. «нецветочные категории» составили уже 20% выручки. Flowwow рассчитывает, что через несколько лет кондитерские изделия начнут приносить компании уже половину оборота.

О том, зачем компания выходит в новые категории и как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными, в интервью «Ведомостям» рассказал сооснователь и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан.

– По оценке Data Insight и Tinkoff eCommerce, в 2023 г. оборот нишевых маркетплейсов вырос на 27% до 591 млрд руб., а что с 2024 г.? Что происходит на рынке, какие результаты за прошлый год?

– Рынок электронной коммерции продолжает расти уже не такими активными темпами, как во время и после пандемии. Если посмотреть на топ-100 игроков рынка, включая универсальные и нишевые маркетплейсы, то все растут, но разными темпами. Это связано и с общим замедлением роста онлайн-продаж, и с внешними факторами, например со снижением финансирования из-за удорожания денег на рынке. Даже у крупных универсальных игроков наблюдается замедление активности.

Кроме того, темпы роста всегда замедляются, когда компания переходит на уровни десятков миллиардов. Например, оборот Flowwow в 2023 г. вырос больше чем на 100% – с 4,5 млрд руб. в 2022 г. до 9,5 млрд руб. За прошлый год оборот вырос примерно на 80% – до 17,2 млрд руб.

– А если говорить про выручку и прибыль?

– Выручка выросла до 4,5 млрд руб. Прибыль в России в прошлом году составила 313 млн руб. У нас хорошо выросли регионы: сейчас их доля в выручке примерно 55%. Хотим в 2025 г. дорастить их до 60%. Но поскольку часть прибыли мы направляем на международную экспансию, год завершился с убытком в 92 млн руб. – это инвестиции в международное развитие, в частности Белоруссию. Сейчас новые рынки в общем обороте компании занимают около 6%.

А за счет роста новых категорий у нас подросла частота покупок для клиента. Конечно, есть еще фактор инфляции, из-за которой средний чек у нас подрос примерно на 15%.

– В 2022 г. чистая прибыль компании составила 200 млн руб., а в 2023 г. – всего 20 млн руб. С чем это связано?

– В последние три года мы живем в очень нестабильной ситуации, а в 2022 г. страха было гораздо больше. В том году мы, учредители Flowwow, решили впервые выплатить дивиденды, так как с момента основания бизнеса в 2014 г. ни разу этого не делали. Все заработанные средства мы реинвестировали в рост бизнеса.

В следующем, 2023 году стало понятно, что экономика не развалилась. И мы продолжили делать то же самое, что и раньше: почти всю прибыль направили в рост. В прошлом году мы наняли более 300 новых сотрудников – разработчиков, маркетологов и аналитиков, которые помогают улучшать наш продукт.

«Интернет-магазины могут занять половину рынка»

– Какую долю рынка e-commerce сейчас занимают узкоспециализированные маркетплейсы и смогут ли они когда-нибудь приблизиться по объемам к крупнейшим мультикатегорийным площадкам?

– Исследований о доле нишевиков никто не проводил, но я думаю, что универсалы занимают больше 60% рынка электронной коммерции. И их доля растет. Потому что универсалы работают на более широких сегментах: та же самая одежда и техника, т. е. то, что люди покупают чаще и на большие чеки.

Но, например, в США все так же сначала шли на маркетплейсы, пока не насытились. А затем пошел обратный тренд: иметь свою платформу или размещаться на других маленьких маркетплейсах тоже стало круто. И несколько лет назад объем продаж через Shopify (платформа, на которой компании могут создавать свои собственные интернет-магазины) обогнал по объемам транзакций Amazon.

Нишевики точно универсалов не обгонят, но вполне могут сравняться, т. е. нишевые маркетплейсы и маленькие или большие интернет-магазины могут занять половину рынка. А пока универсалы рубятся между собой.

– А кого вы считаете своими конкурентами? Крупные маркетплейсы или нишевые с такой же специализацией, как у вас?

– Если говорить о нишевых конкурентах, то еще лет пять назад нашими конкурентами были Florist. ru, «Русский букет» и «Семицветик» (по данным СПАРК, выручка ООО «Флорист.ру-онлайн» в 2023 г. составила 188 млн руб., чистая прибыль – 39 млн руб., выручка ООО «Русский букет» в 2023 г. – 40 млн руб., чистая прибыль – 7 млн руб., «Семицветик» зарегистрирован на ИП Скосарь Антон Валерьевич. – «Ведомости»). Два года назад мы уже стали больше по объемам заказов, чем 10 ближайших конкурентов в этой категории.

По итогам 2024 г. мы видим, что многие из конкурентов в нашей категории практически не растут, у кого-то даже есть минусы, а у нас – десятки процентов роста. Мы уже больше, чем любой из них, и при этом движемся быстрее. Это подтверждает, что мы на правильном пути. О нас узнали и крупные маркетплейсы, именно поэтому они начали заходить на нашу территорию.

Они видят цифры: когда речь идет о стартапе с оборотом 100 млн руб., то «Яндексу» или Ozon это не так интересно. Но когда речь заходит о миллиардах – это уже привлекательная ниша. Даже «Вкусвилл» и «Самокат» заходят в нашу категорию, но в основном обрабатывают сезонные пики. Например, ты можешь зайти в приложение «Самоката» или «Вкусвилла» и увидеть там тюльпаны в пиковые моменты.

Мы видим в этом опасность, и это мотивирует нас двигаться быстрее. Но пока они не делают значительных объемов. Им проще кого-то купить, но это уже не так легко.

«Один из универсальных маркетплейсов хотел нас купить»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дарья Донина: «Парфюмерию считали мещанской блажью» Дарья Донина: «Парфюмерию считали мещанской блажью»

Как исследовали ароматы прошлого и что смотреть на выставке, посвященной запахам

Ведомости
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Ткать узор дальше Ткать узор дальше

Почему последствия ссоры с Россией окажутся болезненными для Азербайджана?

Монокль
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Великий Бату Великий Бату

Внук величайшего Чингисхана, завоеватель Руси, гроза китайских крепостей

Дилетант
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Маркетинговая операция на триллионы рублей Маркетинговая операция на триллионы рублей

Маркетплейсы захватывают розничную торговлю за счет конкурентных преимуществ

Монокль
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Запаслись опционом Запаслись опционом

Мирные инициативы России и США: возвращение иностранного бизнеса в нашу страну

Ведомости
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной

Все про бескамерные шины: чем отличаются, плюсы и минусы, стоит ли покупать

РБК
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Более 1000 музыкантов выпустили «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Inc.
Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки Бежим на маркетплейс, чтобы закрыть потребность в любви: о чем говорят эмоциональные покупки

Почему нам так нравится покупать «воображаемые продукты»?

Psychologies
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Инвестиции без страха Инвестиции без страха

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

Монокль
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Изабелла Росселлини: Все свободны! Изабелла Росселлини: Все свободны!

До первого контракта с Lancôme в 1983 году она вообще не красилась. Не хотела

Afternoon Seasons of life
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Digital-этикет Digital-этикет

Как общаться экологично в цифровом мире? Ответы на самые острые вопросы

Psychologies
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Открыть в приложении