Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

ВедомостиБизнес

Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Лиана Липанова
чт. 13.02.2025

Сооснователь и гендиректор подарочного маркетплейса Flowwow. Вячеслав Богдан / Пресс-служба Flowwow

В октябре 2024 г. цветочный маркетплейс Flowwow изменил бизнес-модель и значительно расширил ассортимент. Теперь компания говорит о выходе за рамки традиционной ниши и трансформации в «гифтинговый сервис»: маркетплейс начал продавать кондитерские изделия, предметы декора, посуду и проч. За 2024 г. «нецветочные категории» составили уже 20% выручки. Flowwow рассчитывает, что через несколько лет кондитерские изделия начнут приносить компании уже половину оборота.

О том, зачем компания выходит в новые категории и как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными, в интервью «Ведомостям» рассказал сооснователь и гендиректор Flowwow Вячеслав Богдан.

– По оценке Data Insight и Tinkoff eCommerce, в 2023 г. оборот нишевых маркетплейсов вырос на 27% до 591 млрд руб., а что с 2024 г.? Что происходит на рынке, какие результаты за прошлый год?

– Рынок электронной коммерции продолжает расти уже не такими активными темпами, как во время и после пандемии. Если посмотреть на топ-100 игроков рынка, включая универсальные и нишевые маркетплейсы, то все растут, но разными темпами. Это связано и с общим замедлением роста онлайн-продаж, и с внешними факторами, например со снижением финансирования из-за удорожания денег на рынке. Даже у крупных универсальных игроков наблюдается замедление активности.

Кроме того, темпы роста всегда замедляются, когда компания переходит на уровни десятков миллиардов. Например, оборот Flowwow в 2023 г. вырос больше чем на 100% – с 4,5 млрд руб. в 2022 г. до 9,5 млрд руб. За прошлый год оборот вырос примерно на 80% – до 17,2 млрд руб.

– А если говорить про выручку и прибыль?

– Выручка выросла до 4,5 млрд руб. Прибыль в России в прошлом году составила 313 млн руб. У нас хорошо выросли регионы: сейчас их доля в выручке примерно 55%. Хотим в 2025 г. дорастить их до 60%. Но поскольку часть прибыли мы направляем на международную экспансию, год завершился с убытком в 92 млн руб. – это инвестиции в международное развитие, в частности Белоруссию. Сейчас новые рынки в общем обороте компании занимают около 6%.

А за счет роста новых категорий у нас подросла частота покупок для клиента. Конечно, есть еще фактор инфляции, из-за которой средний чек у нас подрос примерно на 15%.

– В 2022 г. чистая прибыль компании составила 200 млн руб., а в 2023 г. – всего 20 млн руб. С чем это связано?

– В последние три года мы живем в очень нестабильной ситуации, а в 2022 г. страха было гораздо больше. В том году мы, учредители Flowwow, решили впервые выплатить дивиденды, так как с момента основания бизнеса в 2014 г. ни разу этого не делали. Все заработанные средства мы реинвестировали в рост бизнеса.

В следующем, 2023 году стало понятно, что экономика не развалилась. И мы продолжили делать то же самое, что и раньше: почти всю прибыль направили в рост. В прошлом году мы наняли более 300 новых сотрудников – разработчиков, маркетологов и аналитиков, которые помогают улучшать наш продукт.

«Интернет-магазины могут занять половину рынка»

– Какую долю рынка e-commerce сейчас занимают узкоспециализированные маркетплейсы и смогут ли они когда-нибудь приблизиться по объемам к крупнейшим мультикатегорийным площадкам?

– Исследований о доле нишевиков никто не проводил, но я думаю, что универсалы занимают больше 60% рынка электронной коммерции. И их доля растет. Потому что универсалы работают на более широких сегментах: та же самая одежда и техника, т. е. то, что люди покупают чаще и на большие чеки.

Но, например, в США все так же сначала шли на маркетплейсы, пока не насытились. А затем пошел обратный тренд: иметь свою платформу или размещаться на других маленьких маркетплейсах тоже стало круто. И несколько лет назад объем продаж через Shopify (платформа, на которой компании могут создавать свои собственные интернет-магазины) обогнал по объемам транзакций Amazon.

Нишевики точно универсалов не обгонят, но вполне могут сравняться, т. е. нишевые маркетплейсы и маленькие или большие интернет-магазины могут занять половину рынка. А пока универсалы рубятся между собой.

– А кого вы считаете своими конкурентами? Крупные маркетплейсы или нишевые с такой же специализацией, как у вас?

– Если говорить о нишевых конкурентах, то еще лет пять назад нашими конкурентами были Florist. ru, «Русский букет» и «Семицветик» (по данным СПАРК, выручка ООО «Флорист.ру-онлайн» в 2023 г. составила 188 млн руб., чистая прибыль – 39 млн руб., выручка ООО «Русский букет» в 2023 г. – 40 млн руб., чистая прибыль – 7 млн руб., «Семицветик» зарегистрирован на ИП Скосарь Антон Валерьевич. – «Ведомости»). Два года назад мы уже стали больше по объемам заказов, чем 10 ближайших конкурентов в этой категории.

По итогам 2024 г. мы видим, что многие из конкурентов в нашей категории практически не растут, у кого-то даже есть минусы, а у нас – десятки процентов роста. Мы уже больше, чем любой из них, и при этом движемся быстрее. Это подтверждает, что мы на правильном пути. О нас узнали и крупные маркетплейсы, именно поэтому они начали заходить на нашу территорию.

Они видят цифры: когда речь идет о стартапе с оборотом 100 млн руб., то «Яндексу» или Ozon это не так интересно. Но когда речь заходит о миллиардах – это уже привлекательная ниша. Даже «Вкусвилл» и «Самокат» заходят в нашу категорию, но в основном обрабатывают сезонные пики. Например, ты можешь зайти в приложение «Самоката» или «Вкусвилла» и увидеть там тюльпаны в пиковые моменты.

Мы видим в этом опасность, и это мотивирует нас двигаться быстрее. Но пока они не делают значительных объемов. Им проще кого-то купить, но это уже не так легко.

«Один из универсальных маркетплейсов хотел нас купить»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техника перехода Техника перехода

Как устроены трансферы в российском фигурном катании

Ведомости
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости Как ESG-принципы изменили российский рынок недвижимости

Зеленый подход к девелопменту: польза и подводные камни

РБК
Семейная ценность Семейная ценность

Tiggo 9, который пришел вовремя

Автопилот
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Сопрано Сопрано

Главный сериал XXI века?

Men Today
Инвестиции без страха Инвестиции без страха

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

Монокль
ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками ЗПИФы приросли деньгами и пайщиками

Рыночные ЗПИФы недвижимости продолжают активно привлекать новых клиентов

Деньги
Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды Соскочить с крючка вины: как распознать манипуляцию с первой секунды

Что такое навязанная вина и как она связана с манипуляцией?

VOICE
От Таиланда до Португалии: как российские шеф-повара открывают рестораны за границей От Таиланда до Португалии: как российские шеф-повара открывают рестораны за границей

Как шеф-повара из России адаптируются к заграничным особенностям ведения бизнеса

Forbes
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место

Фразы, которые помогут защититься от нападок газлайтера

Psychologies
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов

Перепробовала столько увлажняющих кремов, но ни один не помог?

VOICE
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком 6 молодых режиссеров с ярким авторским почерком

Новые режиссерские имена и фигуры театра, за которыми интересно следить

Weekend
Долгам ЦБ не писан Долгам ЦБ не писан

2024 год стал рекордным для рынка облигаций

Деньги
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов Парк вместо поля: как семья воронежского предпринимателя привлекла 200 000 туристов

Как Маньковы превратили окрестности старинного имения в парк развлечений

Forbes
Берем за пример Берем за пример

6 биографических фильмов, которые замотивируют на успех

Лиза
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Газировке несладко Газировке несладко

Почему россияне переходят на лимонад без сахара?

Ведомости
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
На темной стороне На темной стороне

Как мы становимся обидчиками? Зачем мы причиняем боль близким людям?

Psychologies
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
9 шагов навстречу велнесу 9 шагов навстречу велнесу

Как вернуть себе хорошее самочувствие

Лиза
Удачно совпали Удачно совпали

Как в начале отношений определить, подходите ли вы друг другу

VOICE
Современный люкс Современный люкс

Эффектный современный интерьер квартиры с нестандартными решениями

SALON-Interior
Открыть в приложении