В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

ВедомостиКультура

Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

Наталья Витвицкая
пт. 28.03.2025

Фото: Ася Минеева

В старейшем национальном театре – Александринке – в прошлом году произошли одни из самых существенных за последние годы изменений. В июле 2024 г. Валерий Фокин, занимавший последние 37 лет пост художественного руководителя театра, стал его президентом. Новым худруком был назначен режиссер Никита Кобелев. Также у Александринки сменился директор – эту должность получил генпродюсер Новой сцены театра Александр Малич.

В новом сезоне Александринский театр уже выпустил три громкие премьеры – «Мать. Горькая пьеса» Константина Богомолова, «Иов» Валерия Фокина, «На дне» Никиты Кобелева. И, как анонсирует Малич, это далеко не все значимые события. Зрителей ждут как минимум «Обломов» Андрея Прикотенко и «Лапшин» Елены Павловой. Также 2025 г. театр объявил Годом молодой режиссуры и запустил цикл режиссерских лабораторий.

В интервью «Ведомостям» Малич рассказывает о том, как создать плавильный котел для разных жанров, форм и гармонично интегрировать современные технологии, подходы в театральное искусство.

«Театр очень инерционная структура»

– Александр, вы заняли пост директора Александринского театра всего полгода назад. В этом новом статусе что-то изменилось в вашем восприятии театра? Стало ли что-то неожиданностью?

– Как говорят старшие коллеги, когда получаешь историческую должность, секретов с каждым днем открывается все больше. Во-первых, изменилось мое представление о времени. Я обнаружил, что могу его «раздвигать» – выполнять больше задач за ту же единицу времени. А во-вторых, знаете, когда что-то происходит, первая реакция – это удивление, но за полгода я научился эту стадию исключать. (Улыбается.) Сейчас, пока мне проговаривают, что чтото случилось, я уже думаю, что предпринять.

Формат моей работы в принципе изменился. Творческими проектами я сейчас практически не занимаюсь – только курирую. Что касается всего остального, какие-то задачи стараюсь делегировать. Это не так просто: кадровый голод ощущается повсеместно – театр не исключение. Но нам удалось собрать, как мне хочется верить, идеальную команду – кого-то найти, кого-то переманить. Никуда от этого не денешься в нынешних реалиях. И сегодня все стабильно работает, что особенно важно в ситуации многозадачности: постоянно возникают проблемы, связанные с отсутствием иностранного оборудования и необходимостью его замены на отечественные аналоги, повышением цен, сложной логистикой привоза декораций и т. д. и т. п.

Театр очень инерционная структура. Это огромный линкор. И даже если ты повернул штурвал, то только месяца через два увидишь отклонение по румпелю. А может, не увидишь вовсе. Поэтому я научился доверять своей команде и своим ощущениям. Моя принципиальная позиция – на работу нужно брать людей, которые умнее, сильнее и сложнее, чем ты. Да, ими управлять сложнее, но результат того стоит.

– Расскажите, как в принципе устроено управление Александринкой?

– У театра есть президент – Валерий Владимирович Фокин. Он осуществляет представительские функции, бесконечно много помогает и подсказывает и мне, и худруку Никите Кобелеву. Валерий Владимирович вместе с Никитой следит за художественной частью, в которую я практически не вмешиваюсь. Я отвечаю за решение административных, хозяйственных вопросов и за маркетинг. Псковским филиалом Александринского театра руководит Дмитрий Месхиев. Он является и художественным руководителем, и директором театра, но все самое важное, естественно, согласовывается с нами. Поскольку именно мы отвечаем перед Министерством культуры за весь театр, в том числе и за филиал.

– Из чего складывается экономика театра?

– Общий бюджет Александринского театра в 2024 г. составил 1,4 млрд руб. Существует госзадание – определенное количество премьер, которое обеспечивает государственная субсидия. В этом году она немного увеличилась, но давайте смотреть по 2024 г. – это около 800 млн руб. в год. Остальное – около 60% – доходы самого театра: порядка 37% бюджета – билетная выручка, 15% – партнерские мероприятия, аренда. Оставшиеся 8% – спонсорские деньги, и это та часть бюджета, которую мы всеми силами стараемся увеличить. Александринка постоянно находится в поиске спонсорских денег и взаимодействии с различными структурами, которым интересно вкладываться в театр.

– Какая самая большая статья расходов театра?

– Фонд оплаты труда. А также мелкие платежи – на реквизит, на чтото нужное прямо «здесь и сейчас». Я бы определил эту статью расходов как самую тревожную. Когда нужно по чуть-чуть, ты все время по чуть-чуть тратишь, а потом смотришь – за полгода набежала астрономическая сумма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций

Тараканы-киборги — идеальные помощники для спасательных операций

Inc.
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Наша история Наша история

Продажа Аляски в 1867 году была объективной необходимостью

Дилетант
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Худеет тот, кто вкусно ест Худеет тот, кто вкусно ест

Может ли диета быть «праздником для живота»?

Лиза
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!» Наталья Селезнева: «Перехожу в разряд антиквариата, и это мне нравится!»

Судьба играет человеком, а человек играет на трубе

Караван историй
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Ошибка отца Фёдора Ошибка отца Фёдора

Знаменитый роман «12 стульев» приближается к своему вековому юбилею

Дилетант
Связь поколений Связь поколений

Даже если дети не сразу готовы стать вашими преемниками, они всегда рядом

Bones
Зимой и летом одним цветом Зимой и летом одним цветом

Какие растения из умеренных широт сохраняют зимой листья и зеленый цвет?

Наука и жизнь
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Ломать не строить Ломать не строить

Что делать при покупке квартиры с неузаконенной перепланировкой

Лиза
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Наедине с природой Наедине с природой

В этом доме идеальная для отдыха атмосфера размеренности и неторопливости

Идеи Вашего Дома
Славный парень Робин Гуд Славный парень Робин Гуд

В Шервудском лесу среди вековых дубов живёт благородный разбойник Робин Гуд

Дилетант
Зубастые красавицы Зубастые красавицы

Острые зубы, складки на шее, шрамы украшают женщину

Вокруг света
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Инфляция: ниже 8% не будет Инфляция: ниже 8% не будет

Текущая инфляция постепенно замедляется, но это временное явление

Монокль
Аппетит приходит вовремя Аппетит приходит вовремя

Испытываете чувство вины по поводу своего пищевого поведения?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
«Актив на самом деле уникальный» «Актив на самом деле уникальный»

Кирилл Ершов — о развитии подконтрольной холдингу компании «Ростагро»

Агроинвестор
Давай ты скажешь Давай ты скажешь

Из чего рождается стендап и что даёт тем, кто им занимается?

Новый очаг
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Открыть в приложении