В Александринке в прошлом году произошли одни из самых существенных изменений

ВедомостиКультура

Александр Малич: Искусство не бывает без эксперимента

Наталья Витвицкая
пт. 28.03.2025

Фото: Ася Минеева

В старейшем национальном театре – Александринке – в прошлом году произошли одни из самых существенных за последние годы изменений. В июле 2024 г. Валерий Фокин, занимавший последние 37 лет пост художественного руководителя театра, стал его президентом. Новым худруком был назначен режиссер Никита Кобелев. Также у Александринки сменился директор – эту должность получил генпродюсер Новой сцены театра Александр Малич.

В новом сезоне Александринский театр уже выпустил три громкие премьеры – «Мать. Горькая пьеса» Константина Богомолова, «Иов» Валерия Фокина, «На дне» Никиты Кобелева. И, как анонсирует Малич, это далеко не все значимые события. Зрителей ждут как минимум «Обломов» Андрея Прикотенко и «Лапшин» Елены Павловой. Также 2025 г. театр объявил Годом молодой режиссуры и запустил цикл режиссерских лабораторий.

В интервью «Ведомостям» Малич рассказывает о том, как создать плавильный котел для разных жанров, форм и гармонично интегрировать современные технологии, подходы в театральное искусство.

«Театр очень инерционная структура»

– Александр, вы заняли пост директора Александринского театра всего полгода назад. В этом новом статусе что-то изменилось в вашем восприятии театра? Стало ли что-то неожиданностью?

– Как говорят старшие коллеги, когда получаешь историческую должность, секретов с каждым днем открывается все больше. Во-первых, изменилось мое представление о времени. Я обнаружил, что могу его «раздвигать» – выполнять больше задач за ту же единицу времени. А во-вторых, знаете, когда что-то происходит, первая реакция – это удивление, но за полгода я научился эту стадию исключать. (Улыбается.) Сейчас, пока мне проговаривают, что чтото случилось, я уже думаю, что предпринять.

Формат моей работы в принципе изменился. Творческими проектами я сейчас практически не занимаюсь – только курирую. Что касается всего остального, какие-то задачи стараюсь делегировать. Это не так просто: кадровый голод ощущается повсеместно – театр не исключение. Но нам удалось собрать, как мне хочется верить, идеальную команду – кого-то найти, кого-то переманить. Никуда от этого не денешься в нынешних реалиях. И сегодня все стабильно работает, что особенно важно в ситуации многозадачности: постоянно возникают проблемы, связанные с отсутствием иностранного оборудования и необходимостью его замены на отечественные аналоги, повышением цен, сложной логистикой привоза декораций и т. д. и т. п.

Театр очень инерционная структура. Это огромный линкор. И даже если ты повернул штурвал, то только месяца через два увидишь отклонение по румпелю. А может, не увидишь вовсе. Поэтому я научился доверять своей команде и своим ощущениям. Моя принципиальная позиция – на работу нужно брать людей, которые умнее, сильнее и сложнее, чем ты. Да, ими управлять сложнее, но результат того стоит.

– Расскажите, как в принципе устроено управление Александринкой?

– У театра есть президент – Валерий Владимирович Фокин. Он осуществляет представительские функции, бесконечно много помогает и подсказывает и мне, и худруку Никите Кобелеву. Валерий Владимирович вместе с Никитой следит за художественной частью, в которую я практически не вмешиваюсь. Я отвечаю за решение административных, хозяйственных вопросов и за маркетинг. Псковским филиалом Александринского театра руководит Дмитрий Месхиев. Он является и художественным руководителем, и директором театра, но все самое важное, естественно, согласовывается с нами. Поскольку именно мы отвечаем перед Министерством культуры за весь театр, в том числе и за филиал.

– Из чего складывается экономика театра?

– Общий бюджет Александринского театра в 2024 г. составил 1,4 млрд руб. Существует госзадание – определенное количество премьер, которое обеспечивает государственная субсидия. В этом году она немного увеличилась, но давайте смотреть по 2024 г. – это около 800 млн руб. в год. Остальное – около 60% – доходы самого театра: порядка 37% бюджета – билетная выручка, 15% – партнерские мероприятия, аренда. Оставшиеся 8% – спонсорские деньги, и это та часть бюджета, которую мы всеми силами стараемся увеличить. Александринка постоянно находится в поиске спонсорских денег и взаимодействии с различными структурами, которым интересно вкладываться в театр.

– Какая самая большая статья расходов театра?

– Фонд оплаты труда. А также мелкие платежи – на реквизит, на чтото нужное прямо «здесь и сейчас». Я бы определил эту статью расходов как самую тревожную. Когда нужно по чуть-чуть, ты все время по чуть-чуть тратишь, а потом смотришь – за полгода набежала астрономическая сумма.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска

Предприниматель Владимир Груздев — о правах, правосудии и вызовах цифровой эпохи

Ведомости
Свой подъезд к клиенту Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Деньги
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
«Сталин» в небе над Израилем «Сталин» в небе над Израилем

Насколько обманчивым оказалось признание СССР независимости Израиля в 1948 году

Дилетант
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Суверенитет дороже денег Суверенитет дороже денег

Россия не имеет полной цепочки производства редкоземельных металлов

Монокль
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Закадрович и не только Закадрович и не только

Самые необычные прозвища советских актеров

Лиза
8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом 8 ошибок, которые все совершают, когда готовят салат с тунцом

Не любишь салат с тунцом? А ты точно правильно его готовишь?

VOICE
Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря? Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря?

Какие прогнозы колебаний уровня воды в Каспии доступны сегодня?

Наука и жизнь
Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви» Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви»

Мы не знаем, что нас прославит, — роль Гамлета, Треплева или... бедного Йорика

Коллекция. Караван историй
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Геолокация резидента Геолокация резидента

Зачем власти обновляют порядок актуализации информации о налоговом резидентстве

Ведомости
Мозаика из старой посуды Мозаика из старой посуды

Сейчас в мастерской Натальи Новиковой на Фонтанке творится мозаичная магия

Новый очаг
Принципы рационального кредитного поведения Принципы рационального кредитного поведения

Практические рекомендации потенциальным заемщикам

Наука и техника
Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками» Глеб Туричин: «Кораблестроителя надо учить руками»

Ректор «Корабелки» — о цифровизации флота, кадрах и важности Арктики для всех

Ведомости
Родина слонов Родина слонов

Маршрут по Ставрополю, гарантирующий самые яркие впечатления

Лиза
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
«Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители «Хотели как лучше»: какие травмы наносят ребенку любящие родители

К чему может привести заботливая гиперопека над ребенком?

Psychologies
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача

Постоянно ощущаете себя «не в ресурсе»?

Psychologies
Рабочий детокс Рабочий детокс

Можно ли успешно бороться с токсичным общением в рабочей переписке?

Ведомости
Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки Знак качества: зачем на самом деле на фрукты клеят маленькие наклейки

Для чего нужны эти наклейки на фруктах и что за цифры на них указаны

ТехИнсайдер
Открыть в приложении