Рабочий детокс
Примерно половина руководителей в бизнесе сталкивается с токсичным общением в рабочей переписке. Но успешно бороться с этим пока получается далеко не у всех

Многие руководители компаний допускают промахи при коммуникациях в онлайн-среде, пишут в своем последнем исследовании «Связанные одной сетью» аналитики Сберуниверситета. Опрос 100 человек из бизнеса показал: 93% руководителей считают, что общение в цифре в целом повышает эффективность работы за счет быстроты коммуникаций. Но руководители отвлекаются от поставленных задач на бесконечные онлайн-переписки и вынуждены постоянно переключаться между разными каналами связи. Более того, примерно половина респондентов (42%) недовольна тоном общения в цифровой среде – им часто попадаются токсичные собеседники, которые раздражают и возмущают своим поведением. Конфликты и недопонимание отрицательно сказываются на продуктивности.
Испытание цифрой
Плачевные последствия неэффективных бизнес-коммуникаций – тема не одного исследования. В России ущерб от неэффективных коммуникаций составляет до 8,7 млрд руб. ежегодно, выяснили авторы совместного исследования московской школы управления «Сколково», которые в 2024 г. опросили более 400 представителей российских компаний. Самым большим испытанием для налаживания здоровых коммуникаций в компаниях стал массовый перенос общения в онлайн во время пандемии.
Цифровые каналы общения, с одной стороны, позволили наладить работу офисов на удаленке, с другой – привели к падению продуктивности работы, эмоциональному выгоранию, снижению креативности и росту раздражительности работников, показал проведенный Microsoft опрос 31 000 респондентов в 31 стране мира.
В России во время локдауна на участившиеся конфликты жаловались все собеседники «Ведомостей». Например, гендиректор компании – разработчика ПО для совместной работы и CRM-систем «Мегаплан» Сергей Козлов говорил, что конфликты сотрудников с руководством начали вспыхивать из-за срыва сроков сдачи работы в онлайне, неправильной постановки задач и отсутствия обратной связи.
Всеобщее раздражение привело к учащению случаев хамства и буллинга в онлайне. Во всяком случае, об этом говорит опрос 1445 сотрудников компаний, проведенный в 2021 г. американским Workplace Bulling Institute. На негатив пожаловалось 40% удаленщиков. Для сравнения – в 2017 г. только 19% респондентов аналогичного исследования говорили о буллинге на рабочем месте.
Самая опасная токсичность
Токсичная переписка опаснее токсичного разговора, полагает управляющий партнер брендингового Depot Алексей Андреев. По его мнению, любой разговор на повышенных тонах, с оскорблениями и обидами все же конечен – разговор прошел, все о нем забыли и переключились на другие дела. Но скандал в сети – это документ: переписку можно сохранить, переслать кому угодно, ее можно редактировать, вырывать из контекста и пользоваться ею бесконечно.
В цифровой среде токсичному сотруднику проще воздействовать на коллег, он может скрывать свою агрессию, поскольку онлайн-общение лишено интонации и невербальных сигналов, объясняет Полина Ольшанецкая, старший консультант консалтинговой и аналитической компании The Edgers (бывшая Odgers Berndtson). Письменные сообщения, даже краткие и формально корректные, уточняет она, могут нести в себе скрытую колкость или задевать адресата.