У войны женское лицо
«Мне даже сложно ее женщиной называть, — говорит Юлия Пересильд про свою героиню из исторической драмы Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь», выходящей сейчас в прокат, где она играет девушку-снайпера Людмилу Павличенко, отправившую на тот свет триста девять фашистов. — Папа у нее был военный, прошедший Первую мировую войну и твердо осознававший, что вот-вот начнется Вторая мировая, поэтому растил дочку как мальчика. Какие платья, какие бантики-хвостики? Не о том надо думать: скоро война. Под папиным нажимом Людмила окончила курсы снайперов, и уже тогда было ясно, что она очень талантливый стрелок. «Ты женщина», — говорят ей в день начала войны. А она: «Я не женщина, я солдат, мне нужно на фронт». Когда она приезжает на курсы молодого бойца, все девочки вокруг нее с куклами, коробками конфет, а она даже без чемодана. Ведь на фронте все нужное дадут».
«А любовь-то будет?» — успеваю я вставить вопрос в страстный монолог актрисы. «Да, — смеется она. — Со снайпером Леней Киценко, его играет Евгений Цыганов. Тогда-то и проявляется и расцветает в ней женское начало».
Мода на военное кино в год юбилея Победы — явление предсказуемое. Неожиданно другое — режиссеры словно сговорились снимать фильмы о девушках-фронтовичках. Незадолго до «Битвы за Севастополь» в прокат вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева про то, как в Первую мировую женщины оказались смелее, решительнее и благороднее мужчин, не сдались, не дезертировали, а оставались верными присяге, даже когда пропаганда большевиков почти полностью развалила русскую армию.
В начале мая на экраны выйдет новая экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в постановке Рената Давлетьярова. В 1970-е картина Станислава Ростоцкого о том, как пять девушек с командиром приняли на себя удар фашистского отряда диверсантов, стала абсолютным хитом: девочки рыдали над судьбой своих ровесниц. Давлетьяров настаивает, что снял новую киноверсию повести, а не ремейк, и признается, что хочет познакомить с советской классикой молодежь, которая предыдущую ленту не видела и черно-белой картинкой ее не привлечешь, но она наверняка захочет посмотреть на современные спецэффекты и любимых актеров. Петр Федоров играет в новых «Зорях» старшину Васькова, а молодым актрисам Агнии Кузнецовой, Екатерине Вилковой и Кристине Асмус достались роли юных зенитчиц.