«Токсичная подружка» Виталика Бутерина: кто такая Мин Чан и какова ее роль в Ethereum
Бывший исполнительный директор Ethereum оставила о себе в компании неоднозначные воспоминания. О ней говорят, что она вела себя токсично, плела интриги и устраивала нелепые истерики. Однако основатель компании Виталик Бутерин видел в ней родственную душу. Как шла битва за власть в молодой технологической компании — в отрывке из книги Лоры Шин «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
Журналистка Лора Шин — ведущая подкаста о криптовалюте Unchained и бывший редактор американского Forbes написала историю становления компании Ethereum, которая местами напоминает комедийный сериал о стартаперах «Кремниевая долина», а местам достигает совершенно драматического накала. Шин изучила огромное количество документальных материалов и провела сотни интервью, причем, как она говорит, большую часть своих источников обещала не раскрывать. На основе этого материала она написала технологический триллер «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума» (выходит на русском языке в феврале в издательстве Individuum). В этой книге Виталик Бутерин, который «излучает неуклюжесть, заметную даже невооруженным глазом», собирает вокруг себя очень разных людей и строит с их участием технологическую империю, которая сделала его самым молодым криптомиллиардером в мире.
Во многом, это история о борьбе за власть и влияние, в которой Виталик, если верить книге Шин, участвовал в довольно своеобразной роли. К примеру, когда перспективы Ethereum впервые начали вырисовываться для остальных участников команды и они начали претендовать на должности технического директора (CTO) или генерального директора (CEO), Виталик, которого больше интересовали исследования и изучение китайского языка, чем позиции в компании, без лишних раздумий раздал эти должности тем, кто об этом попросил, а себя обозначил как C-3PO (имя робота из «Звездных войн»).
Особое место в истории компании, написанной Лорой Шин, играет бывший исполнительный директор Ethereum Мин Чан, которая до своего прихода в стартап Бутерина работала ассистенткой на образовательном сайте Mirror Project Мичиганского университета, а также несколько лет работала над созданием мобильного приложения iWrite Wenzi для обучения китайскому языку. Это, а также то, что Мин была выпускницей Массачусетского технологического университета и была «гиком», вероятно, впечатлило Бутерина. О том, какие проблемы это за собой повлекло — в отрывке из книги.
«Первую очную встречу совета назначили на 23 и 24 августа. По словам одного сотрудника, Мин, стремившаяся подражать заседаниям крупных компаний, старалась, чтобы все выглядело очень профессионально, и ужасно переживала. Кучу времени потратила, набивая бордовые папки на металлических кольцах банковскими выписками, юридическими заключениями и прочей документацией.
Перед этим Вадиму Левитину наконец сообщили о заявлениях Мин, которая обвинила Вадима в том, что во время двухчасового созвона по скайпу он запугивал и домогался ее. Он категорически отрицал, что каким-либо образом ее оскорблял. Даже угрожал иском за клевету. После этого ей позвонил Гэвин Вуд (технический директор компании). По его словам, ранее Мин так фанатично восхищалась его достижениями, что теперь он не мог принимать ее всерьез. Он предупредил ее: «Он угрожает подать иск и наверняка знает хороших юристов, ты уж постарайся собрать надежные доказательства». Она казалась благодарной.
К тому моменту практически все относились к ее заявлениям скептически. Вернее, все, кроме Виталика. Он все твердил, что нужно выслушать ее версию, хотя совет не понимал, какой в этом смысл. Совету казалось, что Виталик, несмотря на всю свою гениальность, не умеет отличать тех, кто ему помогает, от тех, кто им просто пользуется. Они считали, что Мин как раз из последних, и старались ненавязчиво это объяснить.
Один из сотрудников ETH Dev видел пример того, как, по его мнению, Мин пыталась манипулировать Виталиком. Он принял какое-то не самое важное решение, а Мин оно не устраивало. В разговоре на террасе она сказала что-то вроде: «Ты для меня очень важен. Я хочу тебя защитить, и если ты поступишь вот так, то нам всем будет проще». Вопрос был не очень важным, и поэтому свидетелю показалось, что Мин только проверяет, сможет ли она склонить Виталика в свою сторону, будто «токсичная подружка».