Двойные экспрессы
В 2023–2024 годах на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны. Причем не только дизельные, но и электрические. «Техинсайдер» поговорил с их разработчиками и эксплуатантами и выяснил, произошла ли революция в туристических водных перевозках.
Почему обновление речного флота решили начать именно с катамаранов? Почему не продолжили традицию строительства судов на подводных крыльях? Потому что катамараны имеют меньшую осадку, они устойчивее – и комфортнее для пассажиров. А еще многокорпусное судно позволяет запроектировать большую площадь палубы, да и сами корпуса можно сделать длиннее – это важно для скоростных судов, а они среди новых катамаранов тоже есть. В навигацию 2024 года по рекам страны ходили катамараны уже трех новых моделей, причем все они имеют длину около 32 м и рассчитаны на перевозку 130 человек. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Заказчиками выступали две компании: «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», работающая в нескольких регионах, и петербургская «Нева Тревел».
Флот компании «ВодоходЪ» включает электрические катамараны проектов Looker 1100H ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр» и Ecocruiser петербургской верфи Emperium. У «Нева Тревел» – дизельные скоростные катамараны проекта «Котлин», спроектированные при активном участии заказчика компанией «Форсс Технологии». Скоро в Кронштадте должны появиться и прогулочно-экскурсионные «Соммерсы», но пока ни один из них еще не сдан в эксплуатацию.
Александр Грек, главный редактор журнала «ТехИнсайдер»:
Сотни лет реки были главными транспортными артериями нашей страны. Но по ряду причин за 30 лет существования новой России и грузовые, и пассажирские перевозки по рекам снизились почти в 10 раз. Например, речной транспорт в 1980 году перевез 103 млн пассажиров, а в 2014-м – только 12,7 млн.
А ведь речные суда не только дешевый, но и безопасный с точки зрения выбросов углекислого газа вид транспорта: удельные показатели здесь составляют лишь 5% от автомобильного и 20% от железнодорожного. Да и уровень аварийности ниже в 14 и 2 раза соответственно.
В 2016 году правительство приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 года, планируя выделить на эти цели около 2 трлн руб. В частности, документ предусматривал значительные инвестиции в строительство новых судов на российских верфях. Один из примеров реализации этих планов – создание пассажирских катамаранов при поддержке Государственной транспортной лизинговой компании. Она финансирует строительство новых судов и в то же время является их собственником, а туристические фирмы берут катамараны в лизинг. Хотя в общем объеме пассажирских перевозок туристы составляют менее 5%, в денежном выражении это самая платежеспособная публика. Поэтому обновление речного транспорта и началось с судов, которые будут работать на экскурсионных маршрутах.
Красавчик Looker
Верфь «Паритет-Центр» известна своими футуристическими катерами Looker на подводных крыльях с прозрачным дном – их можно встретить по всему миру. Не изменяет себе предприятие и с новым катамараном Looker 1100H: единожды увидев это судно, вы его уже не забудете. Кстати, Looker в переводе с английского означает не только «наблюдатель», но и «красавчик».
Как рассказал один из основателей «Паритет-Центра» Алексей Лукьянов, с предложением разработать туристические катамараны власти обратились к пяти компаниям. Но в техзаданиях были различия по движительному комплексу. «Нам досталась чисто электрическая схема, – говорит Алексей. – Два двигателя по 600 кВт поставил концерн "Русэлпром". Литий-ионные батареи емкостью 1290 кВт/ч мы сами собирали из китайских ячеек. Около 85% оборудования на судне – российского производства».
Самая большая проблема электрической схемы – запас энергии. На борту Looker 1100H находится 12 т аккумуляторов, но его радиус действия – 200 км. Лукьянов уверен: с дизелем это расстояние было бы в 10 раз больше. Корпуса у Looker 1100H сделаны из морского алюминиево-магниевого сплава: компания уже 28 лет строит суда по такой технологии. Их проектируют так, чтобы гнуть листовой металл преимущественно в одной плоскости. Результат – очень ровный, как у авиалайнера, корпус.
Главное же отличие Looker 1100H – дизайн. Над ним работал Александр Лукьянов, брат Алексея и совладелец верфи. Именно внешний вид, считает Алексей, и будет продавать билеты на судно.