Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдерHi-Tech

Вторая сверхзвуковая

Текст: Cергей Васильев

Огромные авиалайнеры, перевозившие пассажиров со скоростью, которая превышала звуковую, давно не поднимаются в небо. С технологиями 1970-1980 годов их полеты приносили больше проблем, нежели выгоды, и этих грациозных, но слишком шумных красавцев пришлось отправить на покой. Однако сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на совершенно новом уровне технологий — и громкости.

В 1960-х годах компании-авиаперевозчики из развитых стран перестали успевать за стремительным ростом пассажиропотока. Выходов виделось два: либо увеличить вместимость самолетов, либо добавить им скорости, чтобы повысить оборачиваемость. К тому времени уже существовали сверхзвуковые бомбардировщики и ракетоносители, которые, казалось, можно было без особенных усилий модифицировать под гражданские задачи. В результате уже в 1968 году состоялся первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144, а годом позже – совместного британско-французского Concorde.

Первая попытка

На деле оба проекта оказались куда сложнее, чем выглядели поначалу. Достаточно вспомнить, насколько велика настоящая сверхзвуковая скорость. Самые быстрые современные автомобили разгоняются до 530 км/ч, поезда – до 460 км/ч, пассажирские Boeing 787 в среднем демонстрируют 840 км/ч. Всем им далеко до сверхзвука: он начинается примерно с 1230 км/ч – для такой скорости чаще используют особый показатель, число Маха, равное отношению скорости движения к скорости распространения звука в той же среде. Ту-144 и Concorde набирали до 2,2 Маха (более 2200 км/ч) – столько же, сколько и новейшие боевые самолеты того времени.

ТУ-144 часто обвиняют в излишнем «заимствовании» у Concorde, однако общие элементы конструкции — узкий длинный фюзеляж с опускающимся носом, вынесенные к хвосту широкие крылья — обусловлены особенностями сверхзвукового полета.

Однако если истребители переходили на сверхзвук только на отдельных участках полета, включая форсаж – особый режим работы с усиленным сжиганием топлива, то пассажирские лайнеры должны были двигаться с такой скоростью постоянно. Потребовалось разработать новые двигатели – и заодно воздухозаборники и компрессоры, чтобы снабжать этих монстров кислородом даже на большой крейсерской высоте. А чтобы самолет не нагревался до температур, опасных для жизни пассажиров и экипажа, конструкторы создали специальные покрытия и предусмотрели мощную – и прожорливую – систему кондиционирования в салоне.

Ну и конечно, длинный нос, благодаря которому Ту-144 и Concorde настолько же отличаются от других машин, насколько похожи друг на друга. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха, фюзеляж обоих лайнеров сделан максимально узким и острым. Для стабилизации полета крылья пришлось сместить назад, а чтобы сохранить подъемную силу – сделать их широкими, дельтовидными. На носу размещена дополнительная система, которая отклоняет его вниз, открывая летчику обзор во время ответственных маневров взлета и посадки.

Посадка

Несмотря на множество сложностей, в середине 1970-х и Ту-144, и Concorde прошли сертификацию и начали коммерческие полеты. И все же оба проекта ждала трудная судьба. Советские самолеты оказались слишком дорогими в эксплуатации: каждый из них, по сути, был штучным продуктом и часто ломался. Ту-144 так и не вышли на международный рынок, а в самом СССР успели совершить всего 55 рейсов, после чего были сняты с линий. Европейские Concorde использовались почти исключительно для трансатлантических перелетов, но массовыми тоже не стали, хотя оставались в строю вплоть до 2003 года.

Главные трудности сверхзвуковых лайнеров были экономическими. В теории рейсы Concorde приносили прибыль: в 1970-х находилось достаточно людей, готовых перезаплатить за билет (до 15–20 тыс. долл. в нынешних ценах), лишь бы добраться до цели быстрее и с комфортом. Так летали, например, Майкл Джексон и королева Елизавета II, но подобных клиентов никогда не было много. Среди авиапассажиров стал доминировать средний класс, а с ним пришла эра больших, медленных, но очень экономичных машин, на фоне которых сверхзвуковые полеты оказались невыгодными.

Впрочем, была еще одна неразрешимая проблема: полет быстрее звука невероятно шумен. Когда аппарат движется на такой скорости, молекулы воздуха буквально не успевают разлететься в стороны, и у передних поверхностей лайнера возникают области повышенной плотности – невидимые глазу скачки уплотнения. Они расходятся за самолетом широким конусом и, достигая нашего уха, воспринимаются как громкий взрыв или серия таких взрывов.

Прототип: Lockheed Martin X-59 Quesst. Размеры: длина 30,4 м. Размах крыльев 9 м. Двигатели: General Electric F414. Скорость: до 1,5 Маха (1600 км/ч). Первый полет: вторая половина 2024 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Истории о том, как протестировать свою технологию в Москве и получить продажи, внимание, известность и удовольствие Истории о том, как протестировать свою технологию в Москве и получить продажи, внимание, известность и удовольствие

Может ли простой тест технологии принести успех?

ТехИнсайдер
Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога Как выявить рак на ранней стадии: инструкция от врача-онколога

Шаги для минимизации риска возникновения и прогрессирования рака

Psychologies
В России создали новый способ утилизации пластика В России создали новый способ утилизации пластика

Ученые из ВятГУ разработали новый метод утилизации медицинского пластика

ФедералПресс
Слова и музыка Слова и музыка

Елизавета Базыкина удивляет спокойствием не только к успеху, но и к неудачам

VOICE
И ты, Иван? И ты, Иван?

Почему гетман Иван Мазепа предал своего царя?

Дилетант
«Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами «Ложись!»: что делать, если вздулась банка с солеными огурцами

Как устранить проблему вздутой крышки, пока банка еще не взорвалась

ТехИнсайдер
Японские боги — 5 современных архитекторов из Страны восходящего солнца Японские боги — 5 современных архитекторов из Страны восходящего солнца

5 японских архитекторов, ради которых стоит отправиться в далекое путешествие.

СНОБ
Притяжение Арктики Притяжение Арктики

Как выглядит изнутри туристическая отрасль на архипелаге Шпицберген

Отдых в России
Плакун-трава Плакун-трава

Яркий акцент пейзажа, как вызов цветовому постоянству — это зацвёл дербенник!

Наука и жизнь
Подруги довели девушку до суицида. Психолог разъяснила, как проявляется «дружеская» травля Подруги довели девушку до суицида. Психолог разъяснила, как проявляется «дружеская» травля

Как определить, что в дружеских отношениях начинаются травля и буллинг

Psychologies
Терпеть нельзя поужинать Терпеть нельзя поужинать

Сакраментальное «ужин отдай врагу» многими воспринимается как прямое указание

Лиза
Защитит зубы и сердце! Вот чем сыр полезен для здоровья: интересные факты Защитит зубы и сердце! Вот чем сыр полезен для здоровья: интересные факты

Сыр: богат питательными веществами и полезен для сердца

ТехИнсайдер
Эта девочка убедила своего парня убить и сжечь всю ее семью! История преступления в США Эта девочка убедила своего парня убить и сжечь всю ее семью! История преступления в США

Эрин Кэффи подстроила убийство семьи после запрета встречаться с парнем

ТехИнсайдер
Пули и дураки Пули и дураки

«Наемный убийца»: авторемейк Джона Ву, которого лучше бы не было

Weekend
Осенняя аллергия Осенняя аллергия

Сезонная аллергия может проявляться и с наступлением холодов

Здоровье
Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
«За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута «За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута

Отрывок из книги «За мной придут ночью» — о респрессиях по отношению к уйгурам

СНОБ
Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
Что сделает вас успешным лидером? Эксперт рассказал, какой юмор нужно использовать! Что сделает вас успешным лидером? Эксперт рассказал, какой юмор нужно использовать!

Самоуничижение — полезный инструмент для людей, которые хотят получить внимание

ТехИнсайдер
Философия счастья Философия счастья

Элегантная светлая квартира в Санкт-Петербурге с особенной атмосферой

Идеи Вашего Дома
Моторный допинг Моторный допинг

Велогонки – один из самых скандальных с точки зрения допинга видов спорта

ТехИнсайдер
Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии

Ваш взгляд на автомир больше не будет прежним

Maxim
Разговоры о страшном Разговоры о страшном

Как обэриуты изучали мир, где остановилось время

Weekend
Лираглутид эффективно снизил массу тела при ожирении у детей с шести лет Лираглутид эффективно снизил массу тела при ожирении у детей с шести лет

Терапия лираглутидом вполне эффективна у детей в возрасте 6–11 лет

N+1
Нейросеть-ученый, имена мармозеток и новое лекарство от старости: новости науки Нейросеть-ученый, имена мармозеток и новое лекарство от старости: новости науки

Как создают «живые лекарства» и зачем мармозетки дают друг другу имена?

Forbes
11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают 11 ложных представлений о любви, которые нам часто навязывают

Действительно ли произносящий слова о чувствах человек искренне нас любит?

Psychologies
Большие перемены Большие перемены

20 фактов, которые должны знать папа и мама первоклассника (и не только)

Men Today
Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе? Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе?

Разбираемся в тонкостях и нюансах операций с криптовалютой в компании эксперта

Правила жизни
Фантазии на тему любви Фантазии на тему любви

Функциональный и удобный интерьер в соответствии с духом времени

Идеи Вашего Дома
Младшие и старшие Младшие и старшие

Как дети разного возраста влияют друг на друга и как друг друга учат

Здоровье
Открыть в приложении