Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдерHi-Tech

Вторая сверхзвуковая

Текст: Cергей Васильев

Огромные авиалайнеры, перевозившие пассажиров со скоростью, которая превышала звуковую, давно не поднимаются в небо. С технологиями 1970-1980 годов их полеты приносили больше проблем, нежели выгоды, и этих грациозных, но слишком шумных красавцев пришлось отправить на покой. Однако сегодня человечество готово вернуться к сверхзвуку на совершенно новом уровне технологий — и громкости.

В 1960-х годах компании-авиаперевозчики из развитых стран перестали успевать за стремительным ростом пассажиропотока. Выходов виделось два: либо увеличить вместимость самолетов, либо добавить им скорости, чтобы повысить оборачиваемость. К тому времени уже существовали сверхзвуковые бомбардировщики и ракетоносители, которые, казалось, можно было без особенных усилий модифицировать под гражданские задачи. В результате уже в 1968 году состоялся первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144, а годом позже – совместного британско-французского Concorde.

Первая попытка

На деле оба проекта оказались куда сложнее, чем выглядели поначалу. Достаточно вспомнить, насколько велика настоящая сверхзвуковая скорость. Самые быстрые современные автомобили разгоняются до 530 км/ч, поезда – до 460 км/ч, пассажирские Boeing 787 в среднем демонстрируют 840 км/ч. Всем им далеко до сверхзвука: он начинается примерно с 1230 км/ч – для такой скорости чаще используют особый показатель, число Маха, равное отношению скорости движения к скорости распространения звука в той же среде. Ту-144 и Concorde набирали до 2,2 Маха (более 2200 км/ч) – столько же, сколько и новейшие боевые самолеты того времени.

ТУ-144 часто обвиняют в излишнем «заимствовании» у Concorde, однако общие элементы конструкции — узкий длинный фюзеляж с опускающимся носом, вынесенные к хвосту широкие крылья — обусловлены особенностями сверхзвукового полета.

Однако если истребители переходили на сверхзвук только на отдельных участках полета, включая форсаж – особый режим работы с усиленным сжиганием топлива, то пассажирские лайнеры должны были двигаться с такой скоростью постоянно. Потребовалось разработать новые двигатели – и заодно воздухозаборники и компрессоры, чтобы снабжать этих монстров кислородом даже на большой крейсерской высоте. А чтобы самолет не нагревался до температур, опасных для жизни пассажиров и экипажа, конструкторы создали специальные покрытия и предусмотрели мощную – и прожорливую – систему кондиционирования в салоне.

Ну и конечно, длинный нос, благодаря которому Ту-144 и Concorde настолько же отличаются от других машин, насколько похожи друг на друга. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха, фюзеляж обоих лайнеров сделан максимально узким и острым. Для стабилизации полета крылья пришлось сместить назад, а чтобы сохранить подъемную силу – сделать их широкими, дельтовидными. На носу размещена дополнительная система, которая отклоняет его вниз, открывая летчику обзор во время ответственных маневров взлета и посадки.

Посадка

Несмотря на множество сложностей, в середине 1970-х и Ту-144, и Concorde прошли сертификацию и начали коммерческие полеты. И все же оба проекта ждала трудная судьба. Советские самолеты оказались слишком дорогими в эксплуатации: каждый из них, по сути, был штучным продуктом и часто ломался. Ту-144 так и не вышли на международный рынок, а в самом СССР успели совершить всего 55 рейсов, после чего были сняты с линий. Европейские Concorde использовались почти исключительно для трансатлантических перелетов, но массовыми тоже не стали, хотя оставались в строю вплоть до 2003 года.

Главные трудности сверхзвуковых лайнеров были экономическими. В теории рейсы Concorde приносили прибыль: в 1970-х находилось достаточно людей, готовых перезаплатить за билет (до 15–20 тыс. долл. в нынешних ценах), лишь бы добраться до цели быстрее и с комфортом. Так летали, например, Майкл Джексон и королева Елизавета II, но подобных клиентов никогда не было много. Среди авиапассажиров стал доминировать средний класс, а с ним пришла эра больших, медленных, но очень экономичных машин, на фоне которых сверхзвуковые полеты оказались невыгодными.

Впрочем, была еще одна неразрешимая проблема: полет быстрее звука невероятно шумен. Когда аппарат движется на такой скорости, молекулы воздуха буквально не успевают разлететься в стороны, и у передних поверхностей лайнера возникают области повышенной плотности – невидимые глазу скачки уплотнения. Они расходятся за самолетом широким конусом и, достигая нашего уха, воспринимаются как громкий взрыв или серия таких взрывов.

Прототип: Lockheed Martin X-59 Quesst. Размеры: длина 30,4 м. Размах крыльев 9 м. Двигатели: General Electric F414. Скорость: до 1,5 Маха (1600 км/ч). Первый полет: вторая половина 2024 года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русские гонки Русские гонки

Первый Кубок России по авиагонкам прошел 19 сентября в Орешково

Популярная механика
«Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти «Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти

Почему «Комнату» классика Педро Альмодовара определенно стоит смотреть?

Forbes
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Сделано в Питере. Сделано по-питерски… Сделано в Питере. Сделано по-питерски…

Как «питерский вайб» влияет на дизайн в бизнесе

Монокль
Самые умные и самые богатые Самые умные и самые богатые

Кто такие кванты и почему за ними охотятся еще в университетах

ТехИнсайдер
Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной

Рубашки определенно нуждаются (и заслуживают!) в особой процедуре стирки

VOICE
Двойные экспрессы Двойные экспрессы

В 2023–2024 на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны

ТехИнсайдер
«Так живет большинство семей в России»: 4 типа невротичных пар «Так живет большинство семей в России»: 4 типа невротичных пар

Что такое невротичные отношения? Почему мы в них вступаем?

Psychologies
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Кладовая России Кладовая России

Не обязательно иметь загранпаспорт, чтобы увидеть парящие горы Тяньцзи

Лиза
Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет» Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет»

Давид Рафаловский переехал в Москву ради развития цифровой платформы Сбербанка

РБК
Респект Респект

Фотограф Максим Чуркин каждую съемку превращает в живопись музейного уровня

Собака.ru
Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях Как искусственный интеллект помогает в научных исследованиях

Впечатляющие сферы применения ИИ исследователями

РБК
Пьет значит жив Пьет значит жив

Как запой оказался единственной живой темой «Живого трупа»

Weekend
Миллионы чаевых Миллионы чаевых

Как купеческий род Перловых чайную империю создал и потерял

Деньги
Родить по расчету Родить по расчету

Финансовая подготовка к рождению ребенка: 5 практичных советов

Лиза
Золотые фотографии Золотые фотографии

В 1880 году Русское географическое общество получило уникальный дар...

Вокруг света
Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson Как самый большой парусник мира погиб в пятницу, 13: странное крушение Thomas W. Lawson

Для огромной семимачтовой шхуны в тот день все пошло наперекосяк

ТехИнсайдер
Следи за словами. Фразы, которые точно не стоит говорить своему боссу Следи за словами. Фразы, которые точно не стоит говорить своему боссу

С помощью каких фраз можно зарекомендовать себя как ненадежного сотрудника

Лиза
Рекордсмены эффективности стрельбы Рекордсмены эффективности стрельбы

Линейка стрелкового оружия семейства КОРД расширяется

Обозрение армии и флота
Человек умер после того, как хирурги удалили не ту часть тела Человек умер после того, как хирурги удалили не ту часть тела

Из-за чего допускаются врачебные ошибки?

ТехИнсайдер
Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию Настоящий прорыв в области криминалистики: как Алек Джеффрис изобрел ДНК-дактилоскопию

Как Алек Джеффрис нашел уникальную деталь, которой различаются ДНК людей

ТехИнсайдер
9 уникальных комнатных растений, которые украсят дом и удивят гостей9 уникальных комнатных растений, которые украсят дом и удивят гостей 9 уникальных комнатных растений, которые украсят дом и удивят гостей9 уникальных комнатных растений, которые украсят дом и удивят гостей

У комнатных растений много суперсил

VOICE
Разворот к человечности Разворот к человечности

Выход из социально-политического кризиса лежит в новом взгляде на человека

Монокль
За запой! За запой!

Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая

Weekend
Плоды просвещения Плоды просвещения

При всей работоспособности Дмитрий Волков был истинным сыном века

Дилетант
На пике тренда На пике тренда

Где приобщиться к моде на летний отдых на горнолыжных курортах?

Men Today
Звезды сошлись Звезды сошлись

Анастасия Уколова — о роли мечты в байопике «Комбинация»

Grazia
Неврологи описали изменения мозга у беременной женщины Неврологи описали изменения мозга у беременной женщины

Ученые провели 26 томографий беременной, чтобы оценить изменения ее мозга

N+1
«Надо уважать чужое мнение за то, что оно чужое» «Надо уважать чужое мнение за то, что оно чужое»

Как Юрий Лотман пересилил время

Weekend
Открыть в приложении