Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров
В связи с растущей конкуренцией на маркетплейсах продвигать товары становится все сложнее. Аналитики Data Insight прогнозируют, что количество селлеров, торгующих на крупнейших российских площадках, к декабрю 2024 года вырастет в 1,5 раза и достигнет 700 тыс. Среди такого количества продавцов нелегко выделиться. А еще сложнее — работать с сезонными товарами, спрос на которые колеблется от месяца к месяцу. В том, как не потеряться среди множества похожих товаров и круглый год поддерживать интерес аудитории, разобрались для Inc. глава отдела e-commerce бренда электроники HIPER Роман Сибиряков и руководитель направления категорийного маркетинга товаров длительного пользования, бытовой техники и электроники и спорттоваров маркетплейса «Мегамаркет» Галина Долгошеева.
Прежде чем говорить об особенностях продаж, стоит разобраться, что входит в категорию сезонных товаров. Так называют продукты, спрос на которые резко вырастает в определённое время каждый год, а вне этого периода практически нет продаж (или они сильно меньше). Часто это зависит от времен года: например, зимой активно продаются пуховики и сноуборды, а в другое время года продажи в этих категориях падают практически до нуля. Также сезонными можно назвать товары, привязанные к определенным праздникам: Пасхе, 8 марта, 23 февраля или Новому году.
Специфика сезонности
Сначала стоит определить, относится ли ваш товар к этой категории. Если наблюдается резкий взлет продаж, а следом идет такой же серьезный спад, при этом скачки не связаны с участием в акциях и внедрением другого продвижения (например, запуском рекламы у блогеров или повышенным кешбэком), то сезонность — это про вас.
При подготовке к сезону важно рассчитать поставки, особенно если есть риск ошибиться как в большую, так и в меньшую сторону. ИИ-помощники в современных маркетплейсах могут минимизировать риски, но избежать такого исхода пока что сложно. В первом случае у селлера может остаться лишний товар, за хранение которого на складе придется платить — и это при минимальных продажах в течение несезонного времени. Во втором случае есть вероятность потерять аудиторию: на той же площадке могут найтись конкуренты, которые доставят товар быстрее, дешевле или у которых просто найдется понравившийся потребителю продукт.
Чтобы избежать подобных ситуаций, можно предпринять следующее:
- Проанализировать внутреннюю статистику за предыдущие годы. Это можно сделать в личном кабинете продавца или в привычном аналитическом сервисе. Если вы впервые запускаете в продажу сезонные товары, можно изучить опыт других селлеров: например, в их личных блогах или соцсетях.
- Следить за поисковыми запросами: когда пользователи начинают искать сезонные товары, а когда интерес пропадает. Можно воспользоваться аналитическими сервисами, например, «Вордстад» от «Яндекса» или «Анабар».
- Вовремя пополнить остатки. Это лучше сделать за 2-3 месяца до старта сезона, чтобы в самый «горячий» период покупателям был доступен максимально полный ассортимент.
- Вводить сезонные товары в ассортимент заранее: за 1-1,5 месяца до предполагаемого пика. Так вы сможете войти в период активных продаж с опытом, положительными отзывами и высоким рейтингом.