Быстрее, выше, сильнее: как 3D-технологии меняют обувь
Аддитивные технологии обещают приспособить под производство идеальной обуви. Осталось найти для этого подходящий материал
Распечатал — и пошел. И даже побежал, с любой скоростью. Так представляют себе будущее дизайнеры обуви: они уверены, что скоро каждый человек сможет создавать идеальные кроссовки с помощью 3D-принтера. Главным хайтек-элементом такой обуви станет промежуточная подошва, напоминающая решетку. Геометрия ячеек будет подбираться под пользователя, учитывать его индивидуальные параметры: индекс массы тела, рост, технику ходьбы или бега и предполагаемый вид физической активности.
Считается, что правильно заданные величины обеспечат оптимальное распределение нагрузки на стопы, а значит, максимальное удобство и эффективность движения. Для получения совершенной модели человеку нужно будет лишь загрузить свои данные в компьютерную программу и сделать 3D-сканирование стопы.
Сейчас наибольший интерес к теме наблюдается в спорте высших достижений — сфере с колоссальной отдачей от инвестиций. Титаны индустрии — Nike, Adidas, Puma, Reebok — охотно вкладывают средства в кастомизированное производство обуви. На этом поле также работают многочисленные стартапы, созданные усилиями известных спортсменов и исследовательских команд вузов из разных уголков мира, от США до Австралии.
Сегодня уже можно купить кроссовки с напечатанными на принтере подошвами, в которых 20 тыс. стоек, выпущенные компанией Adidas и ее калифорнийским партнером Carbon. Новая модель предназначена исключительно для бега: пятка там пружинит и буквально толкает хозяина вперед, обеспечивая ему до 78% возврата затраченной энергии. Однако при ходьбе этот дополнительный отскок мешает и может даже вызвать боль в икрах (так что для ходьбы стоит напечатать себе другие кроссовки).
Похожую модель с подошвой из эластичных смол для кросса выпускает Puma вместе с Porsche Design. В этой же области работает компания Diadorа, детище итальянского бегуна на средние дистанции Миро Бурони: она печатает из углеродного волокна тонкую цельную подошву без ячеек с исходящими от нее ребрами жесткости, буквально охватывающими стопу.
Цена гибкости
Все технологии и материалы, которые сегодня используются для выпуска «печатных кроссовок», запатентованы, что закономерно отражается на стоимости готовых изделий.
«Высокая цена, от 300 до 800 долларов за пару, обусловлена особой фотополимерной технологией печати. Здесь в качестве сырья применяется жидкий полимер, который затвердевает под воздействием направленного лазера (технология SLA) или УФ-проектора (DLP). Это более дорогой и сложный метод, чем широко используемое послойное наплавление термопластиков (FDM). Прибавьте сюда еще то, что делают такие подошвы серьезные бренды, которые в принципе не могут себе позволить выпускать дешевую обувь, рассчитанную на потребителей с разными доходами. Но если спрос на такие кроссовки будет расти, в этот сегмент рынка придут и другие компании — тогда цена на продукцию пойдет вниз», — комментирует Рустам Гиндуллин, руководитель отдела стратегического развития компании «Маэстро», одного из лидеров 3D-принтинга в России.