Инвестиции вне себя
От стоимости обучения в ведущих британских школах буквально сносит крышу: ради аттестатов своих крошек родители жертвуют домами. Директора грустят вместе с ними.
В наши дни ребенка записывают в английскую школу еще до того, как у него начались колики. Допив «вдову» за здоровье новорожденного, отец начинает обзвон лучших пансионов и тут же слышит:
— Регистрационный взнос — тысяча фунтов. Возврату не подлежит.
Можно было и не добавлять. Ничего, справимся: ребенок ведь тоже не подлежит возврату в роддом. И вот после этого правого хука телефонная трубка наносит тайсоновский апперкот:
— Мы обязаны вас проинформировать, что через тринадцать лет, когда ваш сын поступит, стоимость обучения в нашем регионе, по нашим оценкам, достигнет ста тысяч фунтов в год.
Рука отца, уже осознающего, что это нокаут, на всякий случай тянется к калькулятору перепроверить. Да, за одного ребенка от поступления до выпускного придется выложить миллион. Как за дом — хоть в Суссексе, хоть на Рублевке.
Цены в английских частных школах растут гораздо быстрее и детей, и цен на недвижимость. Школы, куда стоят очереди покороче, чем в Итон и Хэрроу, охотясь за золотыми мальчиками и девочками, устроили настоящую гонку вооружений — соревнуются, у кого бассейн длиннее, кампус пятизвездочнее, а в столовском лососе больше омеги‑3. А такая красота, конечно, требует родительских жертв. Автор книги The Old Boys: The Decline and Rise of the Public School («Однокашники: падение и взлет частных школ») Дэвид Тёрнер подсчитал: с пятидесятых годов стоимость обучения в британских пансионах благородных девиц и отроков возросла в семь раз. Некоторые лондонские школы из тех, что папы обзванивают первыми, подняли таксу более чем в десять раз в реальном выражении, притом что инфляция в Великобритании близка к нулю, а годовая зарплата после последнего финансового кризиса выросла меньше чем на два процента. Разумеется, еще немного — и средний класс восстанет: родителям не удастся дать своим детям такое же образование, какое получили они сами.
Директора обороняются из последних сил, как юнкера в Кремле. Руководитель Кингз-колледжа в Уимблдоне Эндрю Холлс признает: из-за роста платы за обучение вся система частного среднего образования стоит на грани краха. В самом Кингз-колледже в прошлом году цену за семестр подняли на сумму, меньшую чем в среднем по Лондону. «Хотя, надо признать, это замедлит наше развитие», — сетовал тогда Холлс. Директор школы Стоу в полях Бакингемшира Энтони Валлерстайнер гордится, что учит детей за сумму чуть ли не на десять процентов меньше, чем конкуренты — Тонбридж, Итон и Хэрроу. Тридцать четыре тысячи четыреста семьдесят фунтов в год против тридцати шести тысяч пятисот. Две тысячи тридцать фунтов — не жук чихнул, конечно. Целый уик-энд для папы с мамой в джуниор-сюите отеля «Коннот» по случаю октябрьского half-term наследника.
Перед прошлым учебным годом стоимость обучения возросла в среднем на три процента — это намного выше инфляции, но ниже роста прошлых лет. «Пятьдесят лет назад частная школа была доступнее для ребенка водопроводчика, чем сейчас для ребенка юриста или врача, — признает Эндрю Холлс. — Это неправильно». С коллегой согласен Энтони Валлерстайнер. По словам директора, обучение детей в частной школе по стоимости в прежние времена занимало в стратегическом семейном бюджете второе место после покупки дома. «Сейчас оно выходит на первое место, — говорит Валлерстайнер. — Это неразумно. В ближайшее десятилетие нам необходимо обратить пристальное внимание на размер платы, которую мы назначаем».
Чтобы опустить цену ниже средней по рынку, школы, как и все прочие корпорации, застрявшие в прошлом, начинают с урезания расходов. Сокращают финансирование программ и департаментов, пересматривают систему оплаты труда, проводят аудит компьютерной техники и секвестируют траты на командировки. Потом ищут новые способы заработать. На первую десятку британских школ приходится почти половина иностранных франшиз, прежде всего на Востоке, Ближнем и Дальнем. Каждая такая культурная миссия может пополнять казну школы-метрополии на пятьсот тысяч фунтов в год, гордятся директора. У некоторых учебных заведений до пяти форпостов в Голкондах наших дней — у колледжа Хейлибери, например, две школы в одном только Казахстане. С директором школы Стоу Энтони Валлерстайнером для этого материала мы говорили по телефону: он в Китае подбирал участок для местного отделения. В Поднебесной уже учат потомков Сунь-цзы по Диккенсу и Дарвину в школах Далвич, Хэрроу, Малверн, Уикомб‑Эбби.