Есть ли шанс превратить Питер в один глобальный, дико инновационный технопарк

Собака.ruHi-Tech

Кирилл Соловейчик

Как Кирилл Соловейчик прошел путь от разработчика программного обеспечения для производства до председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле и каким он сейчас видит портрет петербургского IT-бизнеса.

Текст: Яна Милорадовская, Михаил Стацюк, Константин Крылов Фото: Валентин Блох

Инновационный технопарк «Ленполиграфмаш» молниеносно стал местом силы и навсегда изменил ландшафт урбанистических смыслов Петроградской стороны: так мы четыре года назад познакомились с Соловейчиком. Тогда президент и генеральный конструктор промышленного холдинга, Кирилл организовал на старой заводской территории, в бывших цехах, научную и технологическую базу для стартапов. В июле 2022-го команда «Собака.ru» отправилась в «Невскую ратушу» (здание футуристического классицизма, построенное Чобаном и Герасимовым!), чтобы узнать у председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, есть ли шанс превратить Петербург в один глобальный, дико инновационный технопарк.

Крылов: Сейчас вы курируете инновации как госслужащий. А раньше сами стояли во главе высокотехнологичного бизнеса: 20 лет назад вы основали собственную компанию «Соловушка», занимавшуюся разработкой программного обеспечения.

Соловейчик: Да, я был в числе тех, кто стоял у истоков информационных технологий в Петербурге. Уже в 2006 году мы создали Санкт-Петербургский клуб IT-директоров — сообщество единомышленников, которые делились своим опытом: как положительным, так и отрицательным. Тогда только так предприниматели и могли понять, как развивать высокие технологии на своих предприятиях — методичек по внедрению IT в производство, знаете, не было.

Стацюк: К Петербургу по балтийским волнам неслышно крался информационный век… Соловейчик: Хорошо помню, какое сильное впечатление произвела на меня тогда книга Николаса Карра IT Doesn’t Matter. Карр писал, что электричество устроило революцию, вытеснив пар, но вскоре стало привычным делом. Так будет и с IT, настаивал он! Многие в нулевые с Карром были не согласны, считали, что IT останется сакраментальной наукой, недоступной для большинства. Но Карр оказался прав!

Милорадовская: Выходит, ваш клуб стал сообществом визионеров. Кто в него входил?

Соловейчик: Наш клуб объединял и объединяет руководителей в области IT — заказчиков ПО из самых разных бизнесов: промышленных, банковских, ретейла. Члены правления нашего клуба сейчас возглавляют направления IT таких компаний, как ОСК, «Газпром нефть». А тогда все мы только осваивали цифру: внедряли IT на своих предприятиях, но каждый шел своим путем. Кто-то покупал ПО, кастомизируя его под себя. У завода «Ленполиграфмаш», на котором я тогда работал генеральным директором, не было средств на приобретение зарубежных программ, а отечественных аналогов не существовало: мы приняли решение создавать свое ПО.

В январском номере 2020-го, традиционно посвященном теме (и нашей премии!) «Петербург будущего», сделали большой гид по Ленполиграфмашу

Стацюк: Звучит довольно революционно.

Соловейчик: Так и было. Внедрение IT навсегда меняло и компании, и ментальность руководителей. Почему? Потому что решения теперь принимались на основе собранных данных. Мы одновременно осознавали, обобщали и по-новому выстраивали все процессы. Потом даже выпускали регламенты с советами, как лучше выстроить внедрение.

Милорадовская: То есть вы эти накопленные знания шерили?

Соловейчик: Да, в ходе развития сообщества мы в клубе IT-директоров решили перейти к созданию экосистемы. Придумали концепцию клабхауса — места, где для обмена опытом могли бы собираться разные сообщества. Тогда же в Москве Агентство стратегических инициатив организовало первую «Точку кипения» со схожей идеологией. АСИ объявило конкурс — отбор регионов по степени вовлеченности в реализацию Национальной технологической инициативы. Наш город подал заявку, которую я помог составить. В результате мы победили.

Когда уже в статусе победителей мы общались с АСИ, поняли, что наша идея клабхауса совпадает с концепцией «Точки». Так и была создана первая региональная «Точка кипения» — в Петербурге на Ленполиграфмаше. Мы благополучно выполнили план, который сами себе поставили — за 100 дней провели 100 мероприятий. И после сеть «Точек» закипела по всей стране: причем люди из других регионов приезжали перенимать опыт у нас.

Крылов: Сегодня вы смотрите на бизнес, в том числе высокотехнологичный, с другой стороны — как чиновник. Можете нарисовать портрет петербургского IT?

Соловейчик: Петербург — город образования и науки, поэтому мы специализируемся на сложных информационных продуктах с серьезной наукоемкостью. Это вообще характерно для России, в отличие от Китая или Индии, которые за счет большой численности населения и господдержки стали агломерациями серийных программистов, делающих сравнительно простые продукты. Хотя постепенно и они выполняют все более сложные вещи. Говорить о жесткой специализации нашего IT сложно. К примеру, ВКонтакте — резидент Петербурга, а значит, наш город является лидером в том, что касается социальных сетей, аналитики данных. Вместе с тем в Петербурге много компаний, которые разрабатывают инженерное ПО, системы производственного планирования, управления станками. У нас работает компания «Аскон» — российский лидер разработки систем проектирования. «Геоскан» создает беспилотники и разрабатывает для них ПО. И многие другие.

Крылов: Петербург — родина крупнейшей в России соцсети ВКонтакте, почтового сервиса Mail.ru и легендарных компьютерных игр. А теперь в нем начинают задавать тон компании, создающие IT-продукты для бизнеса — почему так?

Соловейчик: Необходимо учитывать степень насыщения потребительского рынка, на который все сложнее выходить. Поэтому IT часто начинает выполнять вспомогательную роль. Грубо говоря, интернет-магазин у нас есть, теперь вопрос — что в нем продавать.

Крылов: Раз Китай и Индия начинают делать все более сложные IT-продукты, претендуя на нашу нишу, как нам ее удержать?

Соловейчик: Любой отрасли со стороны города нужно предоставить первичный рынок, как трамплин для развития. Компаниям нужны также налоговые меры поддержки, имущественная помощь, финансовая, кадровая. И нельзя забывать об одном очень важном аспекте — IT стирает границы. Программисты работают там, где им комфортно. И здесь Петербургу приходится конкурировать со всем миром. Но у нас хорошие позиции! В нашем городе комфортно жить, мегаполис быстро откликается на запросы жителей, в том числе программистов. К примеру, барную индустрию в Петербурге создали именно айтишники.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бруталист Бруталист

Дмитрий Нагиев — праотец мирового кинотренда на лысого русского

Собака.ru
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Трактор заедет в конкурентную нишу Трактор заедет в конкурентную нишу

Производство тракторов во Владимире: инвестиции, технологии, команда

Монокль
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Разбор провальных технологий: технопатологоанатом Разбор провальных технологий: технопатологоанатом

Истории, которые могли бы стать прорывными, но так и не стали

ТехИнсайдер
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Минута славы Минута славы

Как снимать в путешествиях видео, которые станут популярными в соцсетях

Лиза
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Невидимая опасность Невидимая опасность

Что делать, чтобы не подхватить грибок?

Лиза
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров Ингредиент, который необходим для приготовления бургеров, чтобы сократить количество калорий и жиров

Диетолог рассказал, как бургеры можно приготовить с пользой для организма

ТехИнсайдер
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения? Почему Хэнк Муди — главный антигерой поколения?

Кого и зачем сыграл Дэвид Духовны в «Californication»

Weekend
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Дорогие мои старики Дорогие мои старики

Всадники метал-апокалипсиса, о которых стоит помнить

Weekend
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Открыть в приложении