Алексей Конаков о своем романе Петербурга 2080-х

Собака.ruРепортаж

Алексей Конаков

Текст: Любовь Беляцкая

Очки UGOL, тренч, джинсы USHATAVA

Физик-гидротехник, литературовед, эссеист, поэт и исследователь всего очевидного, невероятного и неофициального в позднем СССР написал «Табию тридцать два» — изящный и в дебюте, и в миттель- с эндшпилем фикшн о дивном новом мире, где шахматы стали важнейшим из искусств, а Толстой с Достоевским — вне закона (да, все беды здесь от русской литературы). Роман Алексея Конакова о Петербурге 2080-х стал главной книгой года по версии литкритиков и читателей, рискнувших вступить в интеллектуальную партию с самими собой.

Как поставить шах и мат «защите Лужина» и при чем тут Витгенштейн и сопромат

Алексей, рада снова встретиться и обсудить «Табию тридцать два», но давай начнем с, так сказать, введения в тему. Расскажи, какой путь привел тебя от гидротехники к литературе? Ты же окончил петербургский Политех по этой специальности. Было ли это бегством, побочным эффектом или естественным развитием?

Любовь, тоже очень рад! Если сразу расставлять точки над i, то нет никакого пути «от гидротехники к литературе». Я бы, перефразируя Чехова, сказал так: «Гидроэнергетика — это моя законная жена, а литература — любовница». Я продолжаю работать инженером, очень ценю и люблю свою профессию, и она служит для меня источником постоянных открытий и вдохновений. На одной гидроэлектростанции мы с коллегами недавно зарегистрировали интересную «стоячую волну», на другой — выявили, с помощью датчиков давления, вихри Бенара — Кармана, срывающиеся с лопастей турбины, а еще, например, разработали новые, более нюансированные нормы на вибрацию, используя теорию размерности. До нас этого никто не делал.

Что ты как литератор «забрал» у своего инженерного бэкграунда?

Наверное, склонность к четкому изложению материала, доводов, тезисов и аргументов. Это сильно помогло мне при написании исследовательских книг о «советском невероятном» и нон-фикшна о Евгении Харитонове (позднесоветский драматург, режиссер, прозаик и новатор; считается, что в литературе предвосхитил Ерофеева и Сорокина. — Прим. ред.). Я верю Людвигу Витгенштейну, учившему: «Все, что может быть сказано, — может быть сказано ясно», но веру эту я изначально вынес скорее из учебников по сопромату, теории вероятностей и математическому анализу.

Поэтому и «Табия тридцать два» — компактный, плотный текст? Важно было сохранить его лаконичность?

Сюжет строился по принципу шахматной партии, а в шахматах некогда растекаться мыслью по древу. Два-три абстрактных хода — и у вас уже проигранная позиция. В некотором смысле шахматные понятия точности и скорости я пытался реализовать в медиуме литературы: конкретные ходы вызывают конкретные ответы, и так рождается цепочка взаимодействий, неизбежно ведущая к совершенно определенному финалу. Такой шахматный детерминизм мог, пожалуй, раздражать иных читателей, но мне важно было его сохранить.

«Табию» критики и читатели часто называют антиутопией, но ты определяешь ее как «фантастическую оперу». Почему?

Антиутопия — всего-навсего жанровый симптом позднего капитализма, политикоэкономической формации, в которой мы живем. Если формация сменится и мы откатимся к технофеодализму или продвинемся к социализму — вместо антиутопий снова станут писать утопии (как это делали Кампанелла, Мор и ранние Стругацкие). По поводу жанра — роман подразумевает ряд определенных признаков: психологическую проработку персонажей, убедительность мотивировок, эффект достоверности и прочие. Опера же — мир заведомого абсурда, где картонные декорации и шитые белыми нитками спецэффекты, где умирающая от чахотки девушка поет сложнейшую арию на 15 минут, где юного пажа играет сорокалетний мужчина весом в двенадцать пудов и так далее; но любим мы оперу вовсе не за это, а за тонкости взаимодействия голоса и музыки. Вот и «Табия тридцать два» — не про достоверность, а именно про тонкости взаимодействия двух великих культурных традиций: литературной и шахматной. То есть определение жанра «фантастическая опера» работает как предуведомление, дисклеймер.

Почему именно шахматы? Как ты выбрал эту метафору — и «табию», а не, скажем, «гамбит»?

Возможно, дело в том, что шахматы — чрезвычайно богатая, емкая смыслами культура, о которой я мечтал рассказать людям. При этом изначально хотелось сохранить загадку: читатель не должен был сразу понимать, что книга о шахматах. Термины типа «гамбит», «защита» и прочие моментально раскрывают тайну. А вот про «табию» мало кто знает, хотя это тоже шахматный термин, означающий каноническую или просто очень популярную позицию. Увы, сюрприза не получилось: аннотация книги решительно срывает все покровы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все будет хорошо Все будет хорошо

CEO посольств ЗОЖа делятся списком самых эффективных процедур

Собака.ru
Icegergert Icegergert

Как 23-летний музыкант Георгий Гергерт встряхнул российскую рэп-сцену

Собака.ru
Обратная сторона Азии Обратная сторона Азии

Истории о возможности коммуникации в самых необычных обстоятельствах

СНОБ
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Обойти финансовые ловушки Обойти финансовые ловушки

Деньги приходят легче тогда, когда о них меньше думаешь как о цифрах

Psychologies
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице От Цезаря до эльфа Добби: что такое иллеизм и зачем говорить о себе в третьем лице

Почему люди говорят о себе в третьем лице и как это помогает решать конфликты?

Forbes
Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом Животные не могут переступить через эту невидимую черту — ученые ломают голову над этим феноменом

Об одной из самых странных и резких демаркационных линий в мировой биогеографии

Inc.
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Аркадий Водахов Аркадий Водахов

Как технарь с филфака Аркадий Водахов оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Собака.ru
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством Чувствительность к горькой пище связана с заболеваниями почек и биполярным расстройством

Как отвращение к горькому вкусу брокколи связано с вашим здоровьем?

ТехИнсайдер
Техника перехода Техника перехода

Как устроены трансферы в российском фигурном катании

Ведомости
«Отборочный турнир» жилищного строительства «Отборочный турнир» жилищного строительства

У спорта и рынка жилья в России гораздо больше общего, чем кажется

Ведомости
Папоян Папоян

Об Илье Папояне — супергерое петербургской академической сцены!

Собака.ru
Креативность: врождённый дар или умение? Креативность: врождённый дар или умение?

Можно ли стать креативным или нужно им родиться?

Здоровье
Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта

Об условиях восстановления спроса на металлопродукцию в России

Ведомости
«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ

Проверку на соответствие системе ценностей вино прошло в годы ВОВ

Forbes
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Нежаркие тропики Нежаркие тропики

Визуальным кодом квартиры стали зелёные оттенки и тропические принты

Идеи Вашего Дома
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
На острие высоких технологий На острие высоких технологий

Передовые разработки демонстрируют технологический потенциал столицы

Ведомости
От Бармалеевой до Фонтанки От Бармалеевой до Фонтанки

Отрывки романа Евгения Водолазкина с предисловием автора

СНОБ
Лофт для леди Лофт для леди

Интерьер, базирующийся на эстетике индустриальных пространств, однако, воздушный

Идеи Вашего Дома
Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания Распространявшиеся за счет гомфотериев чилийские растения так и не оправились от их вымирания

Гомфотерии регулярно поедали плоды и участвовали в распространении семян

N+1
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Открыть в приложении