Как формируется Трансарктический транспортный коридор

ЭкспертБизнес

Маршрут упирается в лёд

Как формируется Трансарктический транспортный коридор

Текст: Анастасия Львова

Россия трансформирует проект Севморпути в Трансарктический транспортный коридор. Предполагается, что его маршрут расширится на западе до порта Санкт-Петербург и на восток — до Владивостока. Правительству и «Росатому» поручено актуализировать прогнозы грузопотока, сформулировать финансово-экономическую модель судоходства, определиться с тарификацией, построить флот, расширить портовые мощности, обеспечить спутниковую связь в Арктике и многое другое. К проекту СМП уже подключились Китай и Белоруссия. Но все эти планы придется реализовывать в условиях дефицита финансирования, отметили участники прошедшего в Совете федерации совещания по теме развития СМП.

Севморпуть расширяется вглубь и вширь

План развития Севморпути состоит из пяти ключевых элементов: формирование грузовой базы, создание транспортной инфраструктуры, строительство ледокольного флота, обеспечение безопасности судоходства и создание современной системы связи и управления судоходством в Арктике.

Сейчас к акватории СМП относятся шесть портов: Певек, Тикси, Хатанга, Диксон, Дудинка и Сабетта. По итогам поездки в Мурманск в этом году президент России Владимир Путин поручил актуализировать стратегию развития Арктической зоны страны и сделать эти планы масштабнее: сформировать Трансарктический транспортный коридор. СМП должен стать ключевым участком этого коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.

В 2024 году грузопоток по Севморпути составил 37,9 млн тонн, превысив прошлогодний рекордный результат на 1,6 млн тонн. Основной вклад в прирост объемов внес НОВАТЭК (24,3 млн тонн), сообщал ранее спецпредставитель «Росатома» по Арктике Владимир Панов. К 2030 году грузопоток по СМП должен вырасти как минимум до 109 млн тонн (это целевой показатель федерального проекта «Большой СМП»). Однако, как следует из майских поручений президента, этот показатель грузопотока должен быть актуализирован (вероятно, в сторону увеличения).

Мероприятия арктического проекта

Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года была утверждена правительством в 2022 году, напомнил на прошедшем 26 мая совещании в Совфеде директор департамента развития Арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Илья Чернов. «В Архангельске уже строится глубоководный район порта с пропускной способностью 25 млн тонн (в год. — «Эксперт») совместно с китайской контейнерной судоходной линией NewNew Shipping Line. В Мурманске планируется построить многофункциональный перегрузочный комплекс с партнерами из Республики Беларусь. Это говорит о том, что Севморпуть становится интересен нашим международным партнерам», — заявил Чернов на совещании. Однако NewNew Shipping Line пока только анонсировала инвестиции в порты, размер вложений не назывался.

Ситуация с флотом

Для вывоза грузов по СМП Россия ведет беспрецедентное по темпам строительство атомных ледоколов, отметил замдиректора департамента развития СМП и Арктики «Росатома» Дмитрий Добровский. Сейчас в составе флота восемь ледоколов (из них четыре — нового проекта 22220). Четвертый новый ледокол — «Якутия» — вошел в состав флота в марте этого года. Заложены еще три ледокола («Чукотка» и «Ленинград» проекта 22220, а также атомный головной ледокол «Россия» проекта «Лидер»). В ноябре будет заложен атомоход «Сталинград», ранее сообщал глава «Росатома» Алексей Лихачев. Кроме того, госкорпорации нужно не позднее 2026 года принять решение о начале строительства восьмого ледокола.

Совместно с правительством «Росатом» также должен сформировать программу строительства судов арктического грузового флота на отечественных или зарубежных верфях (до 1 августа), а также обеспечить начиная с этого года создание отечественного дноуглубительного флота (предложения также ожидаются до августа). Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев еще в прошлом году говорил, что российские верфи способны построить к 2030 году лишь 16 грузовых судов, пригодных для эксплуатации в Арктике, из необходимых 70. «Росатом» оценивал потребности во флоте еще выше — в 116 судов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приближали как могли Приближали как могли

Как бизнес хранит свою историю и прививает сотрудникам общечеловеческие ценности

Эксперт
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Связующее звено экономики Связующее звено экономики

Как Россия стала флагманом мировой платформизации

Эксперт
Александр Дашевский и Рубен Монахов Александр Дашевский и Рубен Монахов

Беседа с художниками, которые открыли artist-run space НеНеМу

Собака.ru
Фальшивый Чаадаев Фальшивый Чаадаев

Популярный портрет гусара Чаадаева является старой фальшивкой

Дилетант
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений Май 2025 стал одним из самых жарких за всю историю наблюдений

За последние 22 месяца средняя температура была на 1,5°C выше

ТехИнсайдер
Техника перехода Техника перехода

Как устроены трансферы в российском фигурном катании

Ведомости
Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество Перспективы энергоскладов: как мы будем хранить электричество

Какие надежные способы аккумулировать значительные объемы энергии существуют?

Монокль
Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше

Почему не так уж и плохо быть старым и одиноким?

ТехИнсайдер
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Нестор Энгельке Нестор Энгельке

Нестор Энгельке внес топоропись в энциклопедию современного искусства

Собака.ru
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов Как основатели УГМК заработали в Верхней Пышме миллиарды долларов

Как основатели УГМК создали бизнес-империю в Верхней Пышме

Forbes
«Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов «Я расплакалась, когда смотрела это видео с мужем»: Юлия Топольницкая рассказала, как ее поразил Игорь Чехов

Юлия Топольницкая о секретах семейной жизни с актером и шоуменом Игорем Чеховым

VOICE
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Для нас тон задают азиатские рынки Для нас тон задают азиатские рынки

Как платформы становятся катализатором социально-экономической трансформации

Эксперт
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Команда BIOCAD Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ru
Накопленная усталость: почему молодые шведки чаще выбирают жизнь за счет партнера Накопленная усталость: почему молодые шведки чаще выбирают жизнь за счет партнера

Почему некоторые шведки выбирают отказ от карьеры и жизнь за счет партнера

Forbes
Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства

Санкт-Петербургская ярмарка искусства перезапустила экосистему совриска

Собака.ru
Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма» Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма»

Какой жанр Софья Митрофанова считает «идеальным побегом от реальности»

Ведомости
Открыть в приложении