Маршрут упирается в лёд
Как формируется Трансарктический транспортный коридор

Россия трансформирует проект Севморпути в Трансарктический транспортный коридор. Предполагается, что его маршрут расширится на западе до порта Санкт-Петербург и на восток — до Владивостока. Правительству и «Росатому» поручено актуализировать прогнозы грузопотока, сформулировать финансово-экономическую модель судоходства, определиться с тарификацией, построить флот, расширить портовые мощности, обеспечить спутниковую связь в Арктике и многое другое. К проекту СМП уже подключились Китай и Белоруссия. Но все эти планы придется реализовывать в условиях дефицита финансирования, отметили участники прошедшего в Совете федерации совещания по теме развития СМП.
Севморпуть расширяется вглубь и вширь
План развития Севморпути состоит из пяти ключевых элементов: формирование грузовой базы, создание транспортной инфраструктуры, строительство ледокольного флота, обеспечение безопасности судоходства и создание современной системы связи и управления судоходством в Арктике.
Сейчас к акватории СМП относятся шесть портов: Певек, Тикси, Хатанга, Диксон, Дудинка и Сабетта. По итогам поездки в Мурманск в этом году президент России Владимир Путин поручил актуализировать стратегию развития Арктической зоны страны и сделать эти планы масштабнее: сформировать Трансарктический транспортный коридор. СМП должен стать ключевым участком этого коридора, который пройдет от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока.
В 2024 году грузопоток по Севморпути составил 37,9 млн тонн, превысив прошлогодний рекордный результат на 1,6 млн тонн. Основной вклад в прирост объемов внес НОВАТЭК (24,3 млн тонн), сообщал ранее спецпредставитель «Росатома» по Арктике Владимир Панов. К 2030 году грузопоток по СМП должен вырасти как минимум до 109 млн тонн (это целевой показатель федерального проекта «Большой СМП»). Однако, как следует из майских поручений президента, этот показатель грузопотока должен быть актуализирован (вероятно, в сторону увеличения).
Мероприятия арктического проекта
Стратегия развития Арктической зоны до 2035 года была утверждена правительством в 2022 году, напомнил на прошедшем 26 мая совещании в Совфеде директор департамента развития Арктической зоны и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Илья Чернов. «В Архангельске уже строится глубоководный район порта с пропускной способностью 25 млн тонн (в год. — «Эксперт») совместно с китайской контейнерной судоходной линией NewNew Shipping Line. В Мурманске планируется построить многофункциональный перегрузочный комплекс с партнерами из Республики Беларусь. Это говорит о том, что Севморпуть становится интересен нашим международным партнерам», — заявил Чернов на совещании. Однако NewNew Shipping Line пока только анонсировала инвестиции в порты, размер вложений не назывался.
Ситуация с флотом
Для вывоза грузов по СМП Россия ведет беспрецедентное по темпам строительство атомных ледоколов, отметил замдиректора департамента развития СМП и Арктики «Росатома» Дмитрий Добровский. Сейчас в составе флота восемь ледоколов (из них четыре — нового проекта 22220). Четвертый новый ледокол — «Якутия» — вошел в состав флота в марте этого года. Заложены еще три ледокола («Чукотка» и «Ленинград» проекта 22220, а также атомный головной ледокол «Россия» проекта «Лидер»). В ноябре будет заложен атомоход «Сталинград», ранее сообщал глава «Росатома» Алексей Лихачев. Кроме того, госкорпорации нужно не позднее 2026 года принять решение о начале строительства восьмого ледокола.
Совместно с правительством «Росатом» также должен сформировать программу строительства судов арктического грузового флота на отечественных или зарубежных верфях (до 1 августа), а также обеспечить начиная с этого года создание отечественного дноуглубительного флота (предложения также ожидаются до августа). Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев еще в прошлом году говорил, что российские верфи способны построить к 2030 году лишь 16 грузовых судов, пригодных для эксплуатации в Арктике, из необходимых 70. «Росатом» оценивал потребности во флоте еще выше — в 116 судов.