В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

СНОБСтиль жизни

Фестиваль

День дружбиста

В Пушкинских горах уже второй год подряд проходит фестиваль «Заповедник», не имеющий к Александру Сергеевичу никакого касательства. Более того, он посвящен другому писателю. Сергею Довлатову. «Сноб» попытался разобраться почему, зачем и доколе.

Текст Сергей Алещенок
Фотографии Виктория Ивлева
Иллюстрации Александр Флоренский

Скептик:

Попахивает кощунством, посягательством на наше всё. Это что же получается? «Сан Сергеич, обождите покамест в сенях, видите, к Сергею Донатовичу гости пожаловали. Что, господа? Да это солнце русской поэзии тут светит, не обращайте внимания, у нас другая программа, проходим-проходим в гостиную». Прямо солнечное затмение посреди Пушкинских гор!

Организаторы:

Господь с вами, никакого святотатства и в мыслях не было, наоборот, приращение культурных традиций, симбиоз и связь времен. Да и вообще, на обжитой Александром Сергеевичем территории проходит только одно из многочисленных мероприятий фестиваля. Все остальные – в Пскове.

Скептик:

А, тогда все в порядке… Хотя постойте, Псков, Довлатов – не улавливаю связи.

Организаторы:

Ну как же? Вы же «Заповедник» читали?

Скептик:

Да… лет двадцать назад.

Организаторы:

Так вот Псков там упоминается в связи с «безобразной, прибалтийского вида, кованой эмблемой» на стене кремля. Она до сих пор на своем месте, то есть псковичи бережно хранят наследие писателя.

Сочинением этого диалога мы с фотографом Викой Ивлевой развлекаем себя в поезде по дороге в Псков. Она – за скептика, я – за организаторов. Инстинктивно сочувствую шаткости их позиций. Как выясняется по приезде, связать город с Довлатовым и убедить псковичей и гостей в уместности фестиваля именно здесь действительно целое дело. Да еще буквально пару недель назад в родном для писателя Питере уже прошел приуроченный к его семидесятипятилетию большой фест «День Д». Но у псковских властей, оказывается, большие амбиции, и они готовы потянуть одеяло даже с культурной столицы. Городу, где «начинается Россия» (да-да, такая здесь риторика), нужны статусные эвенты, мультижанровые, с десантом московских актеров, режиссеров, поэтов и писателей – а это все люди творческие, то есть ненадежные, капризные, могут даже свое мнение иметь. Их голыми руками не возьмешь. Кроме прикормки нужна и приманка. Ловить можно, например, на Мотыля. Или вот на Довлатова. Удивительным образом СД любим почти всеми. Находчивый рассказчик, остроумный, подкупающе простой и трогательно непутевый, он находит общий язык с каждым, легко переходит на «ты» и воспринимается не как писатель, а скорее как собеседник – занятный и во многом близкий. Противостоять его обаянию физически трудно. И что сейчас немаловажно – Довлатова любят в разных политических лагерях. Возможно, потому, что сам он в сущности был аполитичен. Как тот же Пушкин, про которого СД писал: «Не монархист, не заговорщик, не христианин – он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом». Видимо, чтобы сделать мысль для меня доступнее, продюсер «Заповедника» Елена Яцура сказала так: «Это как клуб “Сноб”, виртуально объединивший профессионалов из самых разных областей. А у нас была идея собрать таких людей вживую, и Довлатов как раз та фигура, вокруг которой собираться очень комфортно». В общем, СД – отличный вариант. Да, привязка к местности слабая, но со временем это уйдет на второй план, а не зарастающая народная тропа уже будет протоптана и выйдет на первый.

Указывать направление, в котором протаптывать, был призван музыкальный тяжеловес Денис Мацуев. Очень удачно в Псковской филармонии только завершился двенадцатый фестиваль Crescendo. Зритель был еще тепленький. Каких-то двадцать минут назад он с умилением смотрел на корпулентного юного пианиста-виртуоза Илью Ломтатидзе, трогательно вытиравшего нос рукавом на поклонах, и его эфемерного сверстника скрипача Данилу Бессонова, снисходительно принимавшего овации. Только что рукоплескал Мацуеву, едва не разнесшему в щепы рояль во время прочувствованного исполнения «Рапсодии в голубых тонах» Гершвина. И вот вслед за тем же Мацуевым он устремляется сквозь студеную ночь под стены Крома, где должен открыться загадочный довлатовский фестиваль. Денис снова садится за инструмент (кусты рядом, конечно, имелись), и при

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мечты вредят вашему здоровью Мечты вредят вашему здоровью

Говорят, мечтать не вредно. А что, если наоборот?

СНОБ
Те, кто не забыл Те, кто не забыл

История гауптштурмфюрера СС и девушки из гетто.

СНОБ
Как покорить Дубай Как покорить Дубай

Dubai International Boat Show: чем удивили европейские производители яхт?

Y Magazine
Матч-пойнт Матч-пойнт

В Хоккенхайме прошла финальная гонка DTM. Расстановка сил, установившаяся за сезон, изменилась в самый последний момент. Разрыв между претендентами на звание победителя был ничтожно мал...

АвтоМир
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Гладиаторы: идущие на смерть Гладиаторы: идущие на смерть

Правление Нерона ознаменовалось расцветом гладиаторских боев

Дилетант
Нежный возраст Нежный возраст

Главный ре­дак­тор L’Officiel и луч­ший ин­тер­вью­ер «Дождя» Ксения Собчак риск­ну­ла пуб­лич­но об­су­дить со­кро­вен­ное — свою бе­ре­мен­ность — с глав­ным ре­дак­то­ром «Татлера» Ксенией Соловьёвой.

Tatler
Жертвы двух диктатур Жертвы двух диктатур

Число захваченных немцами в плен 1941–1942 солдат Красной армии беспрецедентно

Дилетант
Секс бомбардир Секс бомбардир

Самый завидный холостяк русского спорта футболист Федор Смолов — о том, что ему нравится в девушках и в жизни.

Vogue
Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет солнце!

Именно сейчас, в конце года, нам всем остро недостает солнечного света. Того и гляди, зимняя хандра возьмет верх над тобой? Не переживай, наши советы помогут справиться с печалью и найти дорогу из сумрака к свету!

Лиза
Здравствуй, пенсия! Здравствуй, пенсия!

Самого свет­ско­го мил­ли­ар­де­ра Соединен­но­го ко­ролев­ства сгу­би­ла жад­ность. Хозяина Topshop сэра Филипа Грина ру­га­ют за то, что он обанк­ро­тил лю­би­мый бри­тан­ца­ми уни­вер­маг BHS и недо­пла­тил в пен­си­он­ный фонд, а на вы­ру­чен­ные день­ги ку­пил яхту «Львиное сердце».

Tatler
Пароль второго плана Пароль второго плана

Как «Модный медведь» и «Уютный медведь» совершили главную хакерскую атаку года

Esquire
Хобби сделает счастливее Хобби сделает счастливее

Детей мы обычно старательно водим в разные кружки, а вот себе совсем не оставляем времени на увлечения. А между тем без них трудно чувствовать себя гармоничной личностью.

Лиза
Сделайте нам красиво Сделайте нам красиво

Реклама трусов против ломаных ушей — какой в действительности должна быть мужская красота?

GQ
Chevrolet Corvette Z06 Chevrolet Corvette Z06

Этот облегающий белый костюм превращает стеснительного Кларка Кента в блистательного Супермена, смешливого Тони Старка в могучего Железного Человека, любую женщину – в кошку.

АвтоМир
Надежды, страсти и мечты Теодора Курентзиса Надежды, страсти и мечты Теодора Курентзиса

Один из самых ярких дирижеров мира, бросивший солнечную Грецию ради ледяной российской провинции, своими бескомпромиссными экспериментами не устает будоражить критиков и слушателей.

СНОБ
Братство отца Братство отца

Чеховские три сестры мечтали о Москве, о счастливом и недостижимом далёко, способном изменить их жизнь к лучшему. Три брата Делон всегда стремились «к отцу» – чужому и не досягаемому. Они верили: будь он рядом, их судьбы сложились бы иначе. Но так ли это на самом деле?

СНОБ
Роковая страсть Роковая страсть

Фэшн-дизайнер Джон Варватос – о влиянии музыки и важности собственного стиля

Playboy
Средний Запад Джона Лопеса Средний Запад Джона Лопеса

Удивительные скульптуры Джона Лопеса — олицетворение среднего запада

Популярная механика
Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском

The Rolling Stones замыкают круг эволюции пластинкой Blue & Lonesome

Playboy
Бревно Ленина Бревно Ленина

Мы говорим: «Бревно», подразумеваем — «Ленин»

Дилетант
Силы мечты Силы мечты

Ведущая программы “Давай поженимся” астролог Василиса Володина уверена, что важные желания, загаданные в новогоднюю ночь, действительно сбываются. Главное — правильно расставить прироритеты.

Добрые советы
Красивая и надежная Красивая и надежная

Что может быть лучше, чем заветная мечта, которая сбылась? Читательница «АвтоМира» Екатерина Калинкина поделилась своей счастливой историей и рассказала о том, каково было впервые пересесть с седана на кроссовер

АвтоМир
25 стильных пар 25 стильных пар

Стиль — это прежде всего гармония. Переверните страницу  и увидите полсотни мужчин и женщин, которые достигли полного согласия с собой, друг с другом и с редакторами светских хроник.

GQ
Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый Лигалайз. С утра я – пуленепробиваемый

Лигалайз: в России я ни с кем не могу общаться про хип-хоп

Playboy
Топор гуманиста Топор гуманиста

Каков психологический портрет палача? Чем он отличается от обычных людей?

Дилетант
Иудейская война Иудейская война

В период правления Нерона в империи началось одно из самых кровавых восстаний

Дилетант
Kia Sorento Prime Kia Sorento Prime

Корейский кроссовер старается стать ближе к сегменту премиальных автомобилей – списку его оборудования и правда можно только позавидовать

АвтоМир
Наша Катюша Наша Катюша

Этим летом Катя Козлачкова буквально взорвала Интернет: красивая девушка из Москвы на чемпионате мира по тхэквондо побила всех своих соперниц

Лиза
Кружок непоседы Кружок непоседы

Олимпий­ский чем­пи­он Евгений Плющенко ни ми­ну­ты не си­дит на ме­сте

Glamour
Открыть в приложении