Агриппина: мать, убийца и жертва
Мать Нерона — Юлия Августа Агриппина — сыграла исключительную роль в судьбе своего сына. Ее личная жизнь, властолюбие, а также обстоятельства смерти до сих пор поражают воображение.
Никто в античной истории не способен сравниться с Агриппиной ни уникальными обстоятельствами происхождения, ни невероятной близостью к трону при смене сразу нескольких правителей. Вы только представьте! Отец Агриппины — Германик — был племянником и приемным сыном императора Тиберия. Мать — Агриппина Випсания (часто называемая Агриппиной Старшей) — внучка императора Августа. Родной брат — печально знаменитый император Калигула. Третий муж — безвольный император Клавдий. Родной сын — эксцентричный император Нерон. Однако все это не уберегло Агриппину ни от ссылок и опалы, ни от трагической смерти.
Девочка из хорошей семьи
Мать Нерона провела счастливое и беззаботное детство вдали от Рима. Ее отец — знаменитый полководец — считал, что жизнь на границе империи и походы против воинственных германцев гораздо лучше, чем сенатские интриги и бесконечные пиры столичных аристократов. Трем старшим братьям Агриппины прочили блестящее будущее. Можно было не сомневаться, что ее родные сестры выйдут замуж за самых могущественных и богатых представителей римской верхушки. А сама Агриппина отличалась исключительной красотой и прекрасным телосложением. Казалось, что такую девушку ждет счастливая и долгая жизнь.
В 13 лет (по меркам Древнего Рима возраст, когда девочке пора обретать собственную семью) Агриппину выдали замуж. Будущий супруг был на 30 лет старше невесты., но зато необычайно богат. А его мать была дочерью знаменитого Марка Антония. Одним словом, родители Агриппины нашли для дочери идеальную пару.
Молодожены поселились на шикарной вилле недалеко от Рима, где и проводили почти все время. В юной красавице трудно было усмотреть будущего деспота, готового ради безграничной власти на любое преступление и подлость.
Размеренная жизнь респектабельной семьи резко изменилась со смертью императора Тиберия. К власти в самом могущественном государстве Средиземноморья пришел родной брат Агриппины — Калигула. Ему было всего 24 года. А его сестрам и того меньше. Но новый император и его родня, опьяненные свалившейся на них безграничной властью, мгновенно пустились во все тяжкие.
Калигула распорядился окружить сестер не только роскошью, но и неслыханными почестями, совершенно невероятными для традиционно консервативного римского общества, где женщины были жестко ограничены в правах. Их лики украшали монеты, а любые государственные клятвы отныне приносились не только императору, но и его сестрам.
И даже на игры и состязания, куда женщинам в прежние времена вход был запрещен, им резервировали самые лучшие места на трибунах. И в этом же году у Агриппины родился сын. Современники со злорадством уверяли, что отец ребенка в ответ на поздравления якобы воскликнул: «От меня и Агриппины ничего не может родиться, кроме ужаса и горя для человечества».
По преданию, прорицатели нагадали молодой матери, что сына ждет титул правителя империи. Но он же станет причиной ее гибели. На это Агриппина якобы ответила: «Пусть убьет, лишь бы царствовал!»