Культура
Громче, чем бомбы
Выпускник Оксфорда, актер и активист движения за права мусульман Риз Ахмед разрушает стереотипы и переходит границы.
Когда в 2006 году Риз Ахмед с триумфом прилетел в родной Лондон с Берлинского кинофестиваля, где был награжден фильм «Дорога на Гуантанамо» с его участием, то чуть было не повторил судьбу своего героя — английского мусульманина, отправившегося на свадьбу, а угодившего в тюрьму по подозрению в терроризме. В Хитроу пограничники устроили Ахмеду многочасовой допрос просто из-за его внешнего вида. Та же история повторялась с ним еще несколько раз, о злоключениях со службой безопасности он с юмором рассказал в статье для The Guardian под названием «В амплуа террориста». «Ну все, не видать мне Голливуда! Теперь до конца дней играть мне преступников», — описывал он свои муки.
Преодолеть стереотипы — так он видит свою цель в творчестве и жизни. Среди его ролей нелепый джихадист в сатире «Четыре льва», затравленный араб в драме «Фундаменталист поневоле» или пакистанский студент из Нью-Йорка, на которого повесили убийство в последнем хите HBO «Однажды ночью», — все так или иначе говорят о непростой жизни мусульман в современном мире.
Его детство прошло в Уэмбли, популярном среди выходцев из Южной Азии районе Западного Лондона, куда его родители переехали в 1970‑е из Пакистана. Изоляция, нужда, мучительное стремление доказать, что ты чего-то стоишь, — он все это прошел с блеском. Ахмед не только получил стипендию на обучение в престижной школе Мерчант-Тейлорз, но и поступил в Оксфорд, где изучал политику, философию, а позже пошел в Центральную школу ораторского искусства и драмы. «Мой брат стал врачом, сестра — адвокатом, а я всегда хотел играть, — говорит Риз. — Думаю, сказалось то, что я существовал сразу в нескольких мирах: в рабочем районе и частной школе, — я привык быть своим среди чужих».