Никогда не смотрела на него как на кумира, который будет кому-то интересен

Караван историйРепортаж

Елена Крепкогорская. Жора и его Муза

В этом году Георгию Юматову исполнилось бы девяносто. Супруга народного артиста Муза Крепкогорская была сестрой моего папы, я помню эту пару с детства. И когда читаю где-нибудь, будто Муза всю жизнь посвятила мужу, внутри все восстает: отчего люди так бессовестно врут? Не знаете правды — лучше молчите.

Беседовала Виктория Катаева

Фото: Global Look Press; Fotodom/кадр из фильма «Вихри Враждебные»

Мой папа Валерий Викторович — дипломат, несколько лет работал специальным помощником генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма. Когда я была совсем маленькой, мы жили в Женеве, но каждое лето родители отправляли меня в Москву. Как говорила мама Надежда Викторовна, «на побывку» — чтобы не забывала русский язык. Я переходила на попечение бабушки Лидии Ивановны, которая жила вместе с дочерью Музой и ее мужем Жорой — так в семье звали Юматова. Мне он нравился: веселый, знает кучу анекдотов, часто рассказывает в лицах смешные истории.

Фото: из архива Е. Крепкогорской

Называл он меня Пупок, возможно потому, что была невысокой и пухлой. Любил со мной играть: сощуривался и говорил страшным басом «Пупок, сейчас забодаю или съем!» И складывал из пальцев козу. Или принимал залихватский вид и, прикрыв один глаз, изображал пирата: «А пойдем-ка с тобой штурмовать моря и океаны?» Это значило, что мы отправимся гулять. Сохранилось семейное видео конца пятидесятых — папа снимал на заграничную камеру: ВДНХ, лето, много зелени, Муза смеется, Жора улыбается и держит меня, четырехлетнюю, за руку. Еще ходили в цирк на Цветном бульваре, и после представления Юматов провел меня за кулисы, познакомил с Юрием Никулиным. Тот подарил свое фото, подписав: «Леночке на долгую память». Жора относился ко мне очень тепло. Возможно еще и потому, что своих детей у них с Музой не было.

Фото: East News/Кадр из фильма «Стряпуха»

— Юматов что-нибудь рассказывал вам о родителях, о войне, ведь он еще юношей служил на флоте?

— Об этом периоде мне известно, к сожалению, совсем мало. Жора не любил вспоминать. Со слов мамы знаю, что семья Юматовых была большой — но родные порвали с ним отношения, когда в 1941-м пятнадцатилетний Жора сбежал на фронт «бить фашистов». Служил юнгой. Когда катер разбомбили, чудом сумел добраться вплавь до берега. Я видела документальный фильм об артистах-фронтовиках: там сообщалось, что Георгий Александрович был дважды ранен.

Если бы знать, что меня станут расспрашивать о Жоре! Никогда не смотрела на него как на кумира, который будет кому-то интересен спустя годы. Оценила масштаб личности и таланта, только когда выросла. Не припомню даже, чтобы гордилась и хвасталась родственниками во дворе или в школе. Кроме того, у нашей семьи была своя жизнь — насыщенная, яркая и без экранных страстей. Полмира ведь объездили! Папа собирал фотографии знаменитостей — Брижит Бардо, Сергея Бондарчука с его личной подписью (Жора откуда-то привез и подарил). Но по большому счету мы существовали в далекой от киношных и театральных кругов среде и подробностями жизни советских актеров интересовались постольку-поскольку.

Я с мамой Надеждой Викторовной. Фото: из архива Е. Крепкогорской

Да и Жора никогда не выглядел как звезда. Бравировать сыгранными ролями ему в голову не приходило, повышенного внимания не требовал. Вообще, хвалиться чем-либо — не в его характере. Одевался очень просто, в костюм, который был один на все случаи жизни, наряжался только на выход, например на премьеру нового фильма. Самого Жору наряды не интересовали, а Муза не желала лишний раз тратиться.

— Но о Юматове и Крепкогорской всегда писали как об идеальной паре, одной из самых крепких в советском кинематографе.

— Где-то прочла, будто Муза была необыкновенно хороша собой: натуральная блондинка с игривой улыбкой и ямочками на щеках. О вкусах не спорят, но мне она красавицей не казалась. К слову, от природы тетя — жгучая брюнетка, с юности осветляла волосы пергидролем.

Увы, идеальный брак Музы и Жоры — такой же миф. Никакой неземной любви я не замечала, вместе они были скорее по привычке. Ни тепла, ни уюта в доме не ощущалось, одно название, что семья. Жили в трехкомнатной кооперативной квартире у метро «Аэропорт» — ее, кстати, помогли купить мои родители — с двумя балконами и огромной, метров в двадцать, кухней. Но Жора ютился вместе с тещей в одной комнате, причем самой маленькой. Слева вдоль стены стояла его кровать, справа — бабушкина. Они не ссорились, оба были нетребовательны в быту. И все же Муза как хозяйка могла бы догадаться расселить мужа и мать по отдельным комнатам. Однако она почему-то об этом не думала. Иногда Муза, правда, допускала его в свою спальню, которая выглядела по-королевски: в центре — огромная белая кровать, шкаф, кресло и трюмо тоже белоснежные. На трюмо в шкатулке тетка хранила золотые броши и серьги. Украшений, купленных на Жорины гонорары, скопилось немало. Муза любила драгоценности, причем надевала их сразу помногу. Юматова часто приглашали на премьеры и вечера. Конечно, он шел с Музой. Когда я подросла, брали и меня. Запомнилась такая картина: заходим в Дом кино. С Жорой все здороваются, раскланиваются — его уважали. А Муза мужа оттирает и кокетливо выплывает вперед, разряженная как новогодняя елка. В детстве я на это не обращала внимания, а сейчас понимаю, насколько нелепо она выглядела.

Фото: Мосфильм-Инфо/кадр из фильма «Опекун»

Бывая у бабушки, всякий раз удивлялась, видя Юматова у плиты, — в нашей семье бытом занималась исключительно мама. Папа деньги зарабатывал. При этом мама тоже трудилась: в совершенстве знала французский и давала уроки. Словом, оба были при деле.

Фото: из архива Е. Крепкогорской

Жора тоже никогда не сидел сложа руки. В перерывах между съемками, помимо домашних хлопот, мастерил из металла. Напротив входной двери в их квартире на «Аэропорте» висела его работа: мужчина, преклонив одно колено, протягивает сидящей перед ним женщине цветок. В прихожей помню кованый фонарь на цепи с цветными стеклами — тоже Жорино изделие.

А Муза сутками лежала в кровати с книжкой. Или телевизор смотрела. Снималась она крайне мало, а домашние хлопоты ее не интересовали. Хозяйством занимались бабушка и Жора. Им в помощь Муза могла позвать и мамину младшую сестру Веру. Наивная семнадцатилетняя девушка была польщена тем, что ее приглашают в дом артистов, и вычищала квартиру от пола до потолка, с особым старанием вылизывая Музину спальню. Выглядело это не слишком правильно. Но мои родители не вмешивались: папе всегда было некогда, а маме — неловко приструнить зарвавшуюся родственницу. К тому же вроде Веру никто не заставлял, по собственной воле помогала!

При этом мама с папой тоже «работали» на Музу: возили из-за границы подарки. И попробуй не привези! Папа вспоминал, как из первой заграничной командировки, когда денег было всего ничего, привез единственную покупку — платье невесте, моей будущей маме. Бабушка, обычно спокойная и сдержанная, возмутилась, даже голос повысила: «Ты должен был привезти платье сестре! Она актриса! А Надя могла подождать другого раза!» Позже бабушка постоянно напоминала папе в письмах: «Не забывай про Музу — ей необходимо одеваться!» И родители ходили по магазинам, выбирая для взыскательной родственницы обновы. Иногда мама деликатно намекала: куда столько? Шкафы Музы ломились от заграничных вещей. Но папа разводил руками: не хотел ссориться с матерью. О характере Лидии Ивановны можно судить по одному эпизоду. Когда папа привел маму знакомиться с будущей свекровью и все сели пить чай, мама не вынула ложку из чашки. Бабушка ее отчитала: «Воспитанные люди так не делают!»

Фото: из архива Е. Крепкогорской

Муза запросто заявляла папе: «Валерик, я же еще кофточку хотела, как у Нади, забыл?» Или бежала жаловаться бабушке. Хотя Лидии Ивановне от дочери самой доставалось. Муза легко могла прихватить у нее подаренную блузку или шаль: «Тебе такое слишком, а мне пригодится!» Маме приходилось восстанавливать справедливость, сдержанно, но твердо: «Нет, Муза, это — Лидии Ивановне!» Жора в этом смысле был жене полной противоположностью. Помню, родители передают Юматову сверток с новым пуловером. Он смутился, чуть ли не покраснел: «Спасибо большое!»

Перед шестым классом родители отправили меня в Москву. Жила я с Верой в нашей квартире на Ленинградке, но часто ходила к бабушке. Наблюдала, что Муза за человек, не на Луне была и теплых чувств к ней не испытывала. Она ни разу не спросила, как у меня дела, как чувствуют себя родители. Ни-ког-да. Музу волновала только она сама. Думаю, во многом в этом виновата бабушка Лидия Ивановна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктория Синицина и Никита Кацалапов: Виктория Синицина и Никита Кацалапов:

Иногда мы даем волю нервам

Коллекция. Караван историй
Моби не дик Моби не дик

Музыкант, пи­са­тель, фо­то­граф и апо­ло­гет здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни, из­вест­ный миру под име­нем Moby, по­ка­зал AD свой дом в Лос‑Анджеле­се, где он об­рел сча­стье и покой.

AD
Святилище соблазнов Святилище соблазнов

ГУМ — самая модная витрина столицы

Караван историй
Альтернативная столица Альтернативная столица

Нет, мы не проехали 4000 км из Москвы до Алма-Аты. Свои Peugeot 408 мы получили уже в городе. Но если бы вдруг самолеты перестали летать, домой мы бы с удовольствием вернулись и за рулем

АвтоМир
Корабли пустыни Корабли пустыни

Либо на горбу, либо на полном приводе – ни на чем другом по барханам не проедешь. Так что же выбрать – верблюда-дромадера или Land Rover Discovery 4?

Quattroruote
Хобби сделает счастливее Хобби сделает счастливее

Детей мы обычно старательно водим в разные кружки, а вот себе совсем не оставляем времени на увлечения. А между тем без них трудно чувствовать себя гармоничной личностью.

Лиза
Кто вы, «нестарый кавказец»? Кто вы, «нестарый кавказец»?

Атрибуция военных портретов — дело сложное

Дилетант
5 лет без Стива Джобса 5 лет без Стива Джобса

Стив Джобс умер пять лет назад, оставив своим преемникам в Apple сложное наследство. Как сейчас идут дела у Apple? Является ли компания законодателем IT-трендов и сегодня?

CHIP
Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском Каменный век: Как The Rolling Stones завершают его с блеском

The Rolling Stones замыкают круг эволюции пластинкой Blue & Lonesome

Playboy
Фабрика песен Фабрика песен

Основатель агентства МИАН запускает стартап, подбирающий тексты к музыке

РБК
Не все растения попадут в рай Не все растения попадут в рай

Есть растения, которые страшнее любого хищника

Maxim
Здравствуй, пенсия! Здравствуй, пенсия!

Самого свет­ско­го мил­ли­ар­де­ра Соединен­но­го ко­ролев­ства сгу­би­ла жад­ность. Хозяина Topshop сэра Филипа Грина ру­га­ют за то, что он обанк­ро­тил лю­би­мый бри­тан­ца­ми уни­вер­маг BHS и недо­пла­тил в пен­си­он­ный фонд, а на вы­ру­чен­ные день­ги ку­пил яхту «Львиное сердце».

Tatler
Щас спою Щас спою

Эмин Агаларов, он же Emin, совмещает управление многомиллионными активами и концертный тур на 50 городов. GQ попробовал узнать, как такое вообще возможно.

GQ
Не шиной единой Не шиной единой

Какие требования предъявляет к человеку и машине зимняя дорога?

АвтоМир
Porsche Panamera Porsche Panamera

Второе поколение стало больше похоже на 911-й, но это не единственная новость.

Quattroruote
Гладиаторы: идущие на смерть Гладиаторы: идущие на смерть

Правление Нерона ознаменовалось расцветом гладиаторских боев

Дилетант
Кайл Маклахлан Кайл Маклахлан

Правила жизни актера Кайла Маклахлана

Esquire
Деньги в клетке Деньги в клетке

Мир переключился с бокса на более кровавые бои смешанных единоборств. Как устроен этот бизнес.

Forbes
Агриппина: мать, убийца и жертва Агриппина: мать, убийца и жертва

Личная жизнь матери Нерона, её властолюбие и обстоятельства смерти поражают

Дилетант
АК 7.40 АК 7.40

АК, упакованный в полимерный корпус, и обвешанный планками пикатинни

Популярная механика
Ребенок повзрослела Ребенок повзрослела

Звезда сериалов Александра Ребенок меняет амплуа: вместо одинокой хохотушки перед нами предстает прима мхатовской сцены.

Vogue
Пароль второго плана Пароль второго плана

Как «Модный медведь» и «Уютный медведь» совершили главную хакерскую атаку года

Esquire
«Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки» «Экономике нужны новые якоря: стабильно низкая инфляция и низкие ставки»

Что будет с рублем, если цена нефти упадет до $25 за баррель, когда начнется экономический рост и какие изменения ждут банковскую систему — об этом рассказала Эльвира Набиуллина.

Forbes
Бизнес в груди Бизнес в груди

Для чего Наталья Мантурова реформирует российскую пластическую хирургию?

РБК
Jaguar F-Type SVR Convertible Jaguar F-Type SVR Convertible

Еще больше мощности и тяги у спецверсии британского суперкара. Тем не менее, он хорош и в прогулочном темпе.

Quattroruote
Праздник непослушания Праздник непослушания

“Какой славный ребенок растет у Ивановых, всегда всех слушается. Не то что мой...” Готовы поспорить, подобные мысли посещают большинство родителей. Но действительно ли дети должны беспрекословно следовать указаниям взрослых? Попробуем разобраться.

Добрые советы
Остров Александрова Остров Александрова

Бизнесмен, зарабатывающий миллиарды на десертах, строит новый бизнес на похудении.

РБК
Тайны Саян Тайны Саян

35000 км – полная дистанция автомарафона «Сокровенная Россия». А самый его впечатляющий, живописный и неизведанный участок – 3266 км по Саянам, за которые можно изучить все дороги, какие в принципе тут есть. Но далеко не все достопримечательности.

АвтоМир
Бизнес-квартет Бизнес-квартет

Новый седан Alfa Romeo бросил перчатку холодным, надменным, но почти безукоризненным «тевтонцам». Что из этого получится? Выясняем на полигоне Quattroruote.

Quattroruote
Земля–воздух Земля–воздух

Панорам­ный вид на Москву — гор­дость этой квар­ти­ры, спро­ек­ти­ро­ван­ной Алексеем Дунаевым и его бюро “ПРОЕКТ905”. Ради это­го вида при­шлось даже под­кор­рек­ти­ро­вать про­ект мно­го­этаж­но­го дома.

AD
Открыть в приложении