Актрисы четырех поколений «Табакерки» – про театр и самое главное

Русский репортер

Культура / Театр

Дом, который построил Табаков

Актрисы четырех поколений «Табакерки» – про театр и самое главное

Этой весной Московский театр под руководством Олега Табакова, известный всем под именем «Табакерка», отметил тридцатилетие. Театр, начавший свою историю во времена расцвета режиссерского театра, сделал ставку на актера — и стал одной из самых авангардных трупп Москвы. Все тридцать лет «Табакерка» — пример театра-дома, идеал модели театра, об успехе и возможности существования которой сегодня все чаще ведутся разговоры. «РР» попросил четырех актрис Театра Табакова рассказать о том, как быть частью современного театра-дома

Текст : Елена Смородинова

Марина Зудина

Окончила ГИТИС им Луначарского в 1986 году (курс Олега Табакова и Авангарда Леонтьева). С 1987 года — в труппе «Табакерки».

Про начало работы

Ни о каком другом театре я не думала. И хотя к окончанию учебы я уже достаточно много снималась и понимала, что если что, у меня есть кино, была безусловная юношеская вера в этот театр, в то, что у нас все получится. Возможно, здесь свою роль сыграл и оптимизм Олега Павловича. Поэтому мы не анализировали шансы на успех, а просто очень много работали. Если и сомневались, то по поводу того, насколько каждый интересен на сцене, насколько у нас вместе что-то получается. Но вообще сомнения ведь в принципе сопровождают тебя с момента поступления, все время приходится сдавать экзамены: возьмут – не возьмут, отчислят – не отчислят. Понятно, что не все равнозначны в степени одаренности, или в степени трудолюбия. В результате, конечно, не все, кто учились со мной в Мастерской, вошли в состав театра. Но большая часть вошла. Позже к нам присоединились ученики первого выпуска.

На новой «Сцене на Сухаревской» сейчас идут девять спектаклей репертуара, включая выпущенную в мае премьеру Аллы Сигаловой «Катерина Ильвовна»

Про метод Табакова

Олег Павлович относится к МХАТовской школе, и методология строится на вере в предлагаемые обстоятельства. Олег Павлович всегда обращает внимание на энергоемкость артиста, на то, как человек обладает внутренними ресурсами, насколько он способен энергетически «покрыть» собою пространство – это важно в большей степени в театре, чем в кино. Сам Олег Павлович – светлый и жизнелюбивый человек, и в свои студии он интуитивно подбирал людей с схожим ощущением жизни. Лучших учеников Олега Павловича можно узнавать по энергетике. Все ученики Табакова – одной группы крови, мы обучены одинаково, для нас одни и те же вещи являются основополагающими, у нас единой ощущение профессии, поэтому нам легко находить общий язык.

Про манифесты

Никаких манифестов мы не писали. Но был некий набор внутренних правил. А поскольку у нас всегда было доверие к Олегу Павловичу – и как к интеллигентному, благородному, любящему свое дело, человеку, и как к режиссеру, эти правила сомнению не подвергались. Но основано все с самого начала было на доверии и любви.

Про большой МХТ и камерную «Табакерку»

«Табакерку» уже нельзя в полной мере считать маленьким, камерным театром: есть сцена на Сухаревской, там почти четыреста мест. Много режиссеров, которые ставили в обоих театрах, - Константин Богомолов, Евгений Писарев, Адольф Шапиро, Кирилл Серебренников, Миндаугас Карбаускис…

Разница между МХТ и «Табакеркой», мне кажется, в том, что тут сильнее ощущение одной команды потому, что здесь работают или ученики Олега Павловича, или ученики учеников Олега Павловича. А вот атмосфера и в МХТ, и в «Табакерке» похожа. И там, и там работают доброжелательные позитивные люди. Возможно это потому, что руководит обоими театрами Олег Табаков, умеющий создавать эту атмосферу вокруг себя. И его аура, его личностное начало распространяется на оба пространства. Вообще я думаю, что если театром руководит светлый человек, который не завидует успеху других и не любит склоки и интриги, – в театре будет все хорошо.

Марина Зудина служит в Театре под руководством Олега Табакова с момента выпуска из ГИТИСа

Про главные спектакли и роли

Мне трудно выбрать какой-то один спектакль, потому что три десятка лет – это слишком длинный путь для того, чтобы выбрать что-то одно. Было очень много ярких и сильных работ. Важными были и «Комната смеха» Гинкаса, и «Бумбараш», и «Смертельный номер» - история театра немыслима без этих спектаклей. Но если все-таки попробовать что-то выбрать, то выделю «Матросскую Тишину», потому что эта история имеет продолжение.

Похожая история и с ролями: когда работаешь пять лет, еще можешь, наверно, выбирать, а когда работаешь тридцать, уже сложнее. Есть разные этапы жизни и разные роли. Мне дорога моя первая характерная роль в «Мудрец», потому что это был новый шаг в профессии. Олег Павлович сомневался, давать мне эту роль или нет, и после того, как эта роль получилась, я стала играть характерные роли. По каким-то личным ощущениям важна была роль в «Старом квартале» Уильямса, а из последних – Аркадина, опять же, в силу зрелости и каких-то личных ощущений.

Про театр-дом

Мне кажется, что близость людей в актерской профессии определяется доверием друг к другу и талантом. Если человек талантлив, ни возраст, ни статус не имеют значения, ты общаешься с ним на равных. Все равно есть некий внутренний отбор. Этот отбор может годами происходить. Я не верю в слова вроде «А давайте жить дружно». Да, априори общение должно быть доброжелательным, надо жить, соблюдая этические нормы. Но все равно по-настоящему людей объединяет работа, и сближаются люди через работу. С кем больше работаешь, с тем и отношения ближе. Можно даже особенно не общаться, но выйти вместе на сцену – и все станет понятно.

Про театр дома

Серьезные профессиональные разговоры я чаще всего веду с режиссером, с которым репетирую, и с партнерами. С Олегом Павловичем я могу делиться просто какими-то общими ощущениями. Если бы мы репетировали сейчас что-то, то тогда бы говорили в большей степени, а сейчас можем просто перекинуться двумя словами. А можем и не перекинуться. Моратория на то, чтобы что-то обсуждать или не обсуждать у нас нет. Но у нас ощущения бывают настолько схожи, что часто и говорить ничего не надо. Когда люди понимают друг друга, что-то даже не проговаривается, а просто одинаково ощущается. Мы умеем и молчать друг с другом – это очень важно.

Яна Сексте

Окончила Школу-студию МХАТ (курс Олега Табакова и Михаила Лобанова) в 2002 году. Играла в Рижском русском театре. С 2005 года — в труппе «Табакерки».

Про удачу

Я даже не мечтала учиться в Москве: была уверена, что это невозможно. Наверно, я просто очень удачливый человек, иначе как объяснить, что в год, когда я поступала, в Школе-студии МХАТ набирал курс Олег Павлович, и половина этого курса должна была быть набрана для Риги? Мне до сих пор это кажется божьим провидением. За наше обучение платил один из латвийских банков, и после завершения обучения мы обязаны были отработать в Рижском театре три года. Сначала это было крушением всех мечт и надежд: казалось, что жизнь закончилась. Но оказалось, что это лучшее, что могло произойти со мной, совсем юной актрисой после получения диплома, - попасть в театр, где тебя ждут и дают работу.

Яна Сексте известна не только как актриса, но и как Доктор Янка, один из создателей социального проекта «Доктор Клоун»

Про Москву

Когда я уезжала в Ригу, Олег Павлович пообещал взять меня в театр через три года – если я не выйду замуж и не буду очень много говорить по-латышски. «А сейчас собирай манатки и уезжай, иначе это будет неблагодарностью», - сказал напоследок. И когда заканчивался контракт в Риге, я трясущимися руками взяла телефон и позвонила Олегу Павловичу: «Вот, я у вас училась…» Он засмеялся: «Ну давай рассказывай, а то я не помню». Говорю: «Я хочу у вас работать». Он отвечает: «Значит, ты работаешь у меня. Звони в театр, оформляйся. Послезавтра жду тебя на репетиции». – «Олег Павлович, я не могу послезавтра, у меня послезавтра спектакль дневной, детский!» – «И кого ты играешь?» – «Верочку, самую красивую девочку во дворе!» - «Ну приезжай послепослезавтра!»

Про начало работы

Я очень сильно привязываюсь к людям и к месту. И уезжать из Риги, где были довольно внятные и радужные перспективы, чтобы начать все с нуля, было тяжело. Но я пришла на первый сбор труппы Табакерки и вдруг почувствовала, что меня там как будто ждали. Возможно, потому, что большая часть труппы – ученики Олега Павловича. Кстати, сначала меня хотели брать в МХТ им. А.П. Чехова. Это была такая трагедия! Я помню, как звонила своему педагогу Наталье Дмитриевне Журавлевой, актрисе Табакерки, и ревела в трубку. Хорошо, что мне хватило ума тогда не сказать, что я не хочу в МХТ. А потом я начала репетировать, меня ввели в «Дядю Ваню» и как-то этот вопрос перерешили. Но, кстати, даже играя в спектаклях МХТ, я все равно ощущаю себя актрисой Табакерки.

Про любимую роль

То ли бог меня так любит, то ли за это все еще придется когда-то платить, но Табакерка – тот случай, где все очень счастливо складывается. И когда спрашивают про любимую роль, я никогда не могу ответить. Это как-то пафосно звучит, но мне очень везло и с режиссерами, и с ролями. Каждый спектакль Карбаускиса – такое чудо, что не можешь поверить, что ты в этом чуде участвуешь. Константин Богомолов репетирует жестко и даже жестоко, но конечный результат оправдывает весь путь к нему. Поэтому я в этом плане очень, очень счастливая.

Про театр-дом

Сейчас как-то даже неприлично считается говорить, что считаешь театр домом. Некоторые даже стыдятся этого, считают, что эта модель фальшива, что она себя изжила. А у нас действительно театр-дом. Со всеми своими большими радостями и горестями я приходила в театр и знала точно, есть люди, которые меня поддержат. Конечно, были и конфликты, и проблемы, разные периоды были. Но всегда я ощущала театр домом. И не стыжусь этого – это самое главное.

Про мечту

У меня есть даже не мечта, а пожелание. Чтобы Олег Павлович был как можно дольше здоров. Наш театр, да и МХТ, думаю, очень от него зависит – от его состояния здоровья, его настроения, его веры в нас. Мы во многом на этом держимся. Вот такая простая мечта.

Анна Чиповская

Окончила Школу-студию МХАТ в 2009 году (курс Константина Райкина). С третьего курса играла на сцене МХТ им. А. П. Чехова, с четвертого — Театра под руководством Олега Табакова. С 2009 года — в труппе «Табакерки».

Про выбор театра

Когда я закончила учебу, меня пригласили и в МХТ, и в «Табакерку». Но с четвертого курса я хотела работать именно в театре Табакова, пришла вводиться в спектакль «Женитьба Белугина» и с первой секунды почувствовала, насколько это мое место.

Я училась в мастерской Константина Райкина, но Константин Аркадьевич сам многому научился у Олега Павловича и преподавал у первых табакерковцев. Так что сложностей с поиском общего языка в театре у меня не было. Гораздо сложнее было понять, как работает Костя Богомолов, с которым я начала работать практически сразу после окончания Школы-студии. Поначалу было очень трудно принять его подход.

Аня Чиповская считает, что нет ничего сложнее небольшой роли в театре

Про маленькие роли

Театр – настоящее волшебство, живое искусство, которое происходит здесь и сейчас. И только в театре актёр может развиваться и совершенствоваться. Особенно при современном уровне драматургии в кино. Например, в случае с Сонеткой (роль в «Катерине Ильвовне», майской премьере «Табакерки», где Анна появляется на сцене в последние 15 минут спектакля. – «РР») мне было интересно вновь поработать с Аллой Сигаловой, у которой я училась в школе-студии МХАТ. Сигалова – мастер, который заставляет тебя доставать из себя вещи, о существовании которых ты, возможно, не подозревал. Ну и потом нет ничего сложнее небольшой роли. Когда ты три часа не выходишь со сцены, у тебя есть масса времени и возможностей, чтобы рассказать историю. Если что-то пошло не так – всегда можно все исправить. Но если ты выходишь ровно на 10-15 минут, то у тебя нет права на ошибку. Это единственный шанс.

Про Дашу Булавину (роль в телесериале «Хождение по мукам»)

Всё оставляет в нас след: любое событие, любая мелочь. Это обязательно потом отражается в ролях, и ты оставляешь что-то своё в героинях, и они в тебе. Мне кажется, это неизбежный процесс. Однако, Даша не похожа ни на одну из моих театральных героинь. Несмотря на свою хрупкость, она невероятно сильный человек, способный пережить очень и очень многое. Пройти сквозь огонь и воду, сохраняя при этом достоинство, человеческое лицо. Мне кажется, она женщина в самом лучшем, в самом земном смысле слова. Она витальна, как природа. Даша напоминает мне чем-то мою бабушку. Такие женщины – редкость.

Юлиана Гребе

Окончила Московскую театральную школу Олега Табакова в 2016 году. С этого же года — в труппе «Табакерки». Играет Нину в спектакле «Мадонна с цветком» и Миранду в «Буря. Вариации».

Про поступление в театральную школу Олега Табакова

О первом наборе в школу я узнала случайно и не придала этой информации особого значения. Потом про эту школу рассказала мне мой педагог в театральной студии и целый год намекала-намекала, а потом прямо спросила: «Ну так будешь поступать?» И у меня вдруг сработал азарт. Отборочные туры проходили в Саратове, а я жила в Энгельсе, это в трех километрах. Из большого количества претендентов отобрали девятерых для поездки в Москву. Я там прошла все туры неожиданно для всех: на поступлении многие прямо искрились и сверкали, а я просто сидела в уголке и тихо все сама с собой повторяла. Когда назвали мою фамилию, по толпе прокатилось: «А кто это?»

Про правила школы

Всего на курс поступило 24 человека, а до финала дошли 17. Поступали мы еще несовершеннолетними, поэтому за нами очень строго следили воспитатели и педагоги. Когда исполнилось 18, стало попроще, но все равно все четыре года у нас был, например, комендантский час. Мы должны были появляться в общежитии не позже 22.00 и ложиться спать не позже 23.00. Если хотелось сходить на спектакль, который заканчивается позже, нужно было официально отпрашиваться. После совершеннолетия мы уже могли отпрашиваться на ночевки у друзей или родственников, но их тоже надо было согласовывать. Конечно, у нас были запреты на употребление алкоголя, курение. За нарушения отчисляли. Мне сейчас кажется, что это было очень все правильно: если бы с нами не были строгими, мы бы не были подготовлены к жизни после выпуска. Потому что в школе все равно нас кормили, за нами убирали, стирали. Несмотря на все правила, школа – это теплица, с реальностью ты сталкиваешься уже после выпуска. И тут-то к строгости и начинаешь испытывать благодарность.

Юлиана Гребе и Денис Парамонов в спектакле Олега Табакова «Матросская Тишина»

Про Табакова

Впервые Олега Павловича я увидела в Москве, во время поступления в колледж. Сейчас почему-то вспоминаю, как он ел черешню. На нашем курсе Олег Павлович проводил творческие вечера и встречи. Это было очень важно, потому что один такой разговор может изменить твою судьбу. Педагоги говорили нам, что всегда надо оставаться человеком. И вот все истории об Олеге Павловиче – про это и об этом. Он всегда открыт, он никогда от тебя не отвернется, придешь ли ты за советом или просьбой – ты всегда получишь ответ. Это дорогого стоит.

Про «Мадонну с цветком»

Режиссер Александр Марин долго искал актрису для этой роли. И Олег Павлович ему сказал, что в школе есть девочка. Я тогда училась на третьем курсе, мне было 17 лет. И когда в школу позвонил директор театра и позвал меня на разговор, я очень испугалась. Прибегаю, а он мне дает роман: «Прочитай, потом скажешь свое мнение». За две ночи я все прочитала, звоню, а он отвечает: ну хорошо, до свиданья. И – тишина. А потом зовут в театр на встречу с Александром Мариным. Александр из тех редких людей, которые раскрывают тебя на первой встрече, я ему сразу рассказала какие-то личные вещи, которые не могла рассказать даже близким друзьям.

Про работу и мечту

Однажды педагог по сценической речи спросила у нас про мечту, и я говорю: «Конечно, работать в театре Табакова», и все вокруг захихикали. А мне так обидно стало! Ну что в этом смешного? Это было моей главной мечтой с момента поступления.

«Мадонну с цветком» выпустили, когда я училась на третьем курсе. Потом перед летними каникулами мне вдруг позвонили и сказали, что меня утвердили на роль Миранды в «Буре» Шекспира. Две роли подряд – это такой подарок для студентки! Но все равно внутренне я чувствовала какой-то момент неопределенности, до последнего думала, что не надо обольщаться, надо еще больше стараться. И когда меня взяли в стажерскую группу, я была абсолютно счастлива. Оказалось, что я не прогадала со своим желанием. Потому что Табакерка – это на самом деле театр-дом, истории про злых и завистливых актеров – точно не про Табакерку.

Про театр-дом

Конечно, когда мы готовили капустник к юбилею театра, было чувство, что это пока не совсем мой праздник. Но когда на юбилее, на открытии новой сцены, стали показывать видео с капустника, и там я увидела себя, то вдруг почувствовала, что я тоже – часть этого всего, что это – и мой дом. И аж слезы навернулись от счастья.

Справка «РР»:

История «Табакерки» начинается со студии во Дворце пионеров им. Н. Крупской, или Бауманском дворце пионеров на Чистых прудах. Там осенью 1974 года, отсмотрев три с половиной тысячи 14- и 15-летних подростков, Олег Табаков оставил сорок девять детей, которые стали учиться по системе, близкой к вузовской. Через два года восемь учеников Олег Табаков позовет на свой первый курс в ГИТИСе. 29 октября 1978 года в подвале жилого дома на улице Чаплыгина они сыграют спектакль по пьесе Алексея Казанцева «…И с весной я вернусь к тебе…». Но в 1980 году труппе придется разойтись по театрам после того, как власти не дадут согласие на открытие нового, уже фактически существующего, театра. В 1981 году Олег Табаков снова набирает курс в ГИТИСе. К преподаванию подключаются прошлые ученики. В декабре 1986-го в министерском реестре государственных театров, наконец, появляется запись об образовании очередного учреждения культуры — «Московского театра-студии п/р О. Табакова». 1 марта 1987 года театр-студия официально открывается спектаклем «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». В августе 2008 года распоряжением правительства Москвы создан колледж – «Московская Театральная школа Олега Табакова», начавший обучение первых студентов 1 сентября 2010 года. В 2009-м в «Табакерке» открываются «Мастерские» - художественно-производственный комбинат, который с 2010 года производит декорации, реквизит и костюмы не только для «Табакерки» и МХТ им. А.П. Чехова, но и для многих других театров, в числе которых – Михайловский, «Гоголь-центр», «Мастерская Петра Фоменко», Театр им. А.С. Пушкина, Театр Наций и т.д. В 2016 году открылась «Сцена на Сухаревской» – большое современное пространство, вмещающее до 400 зрителей.

Фотографии: предоставлены пресс-службой Московского театра-студии п/р О. Табакова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спорт против улицы Спорт против улицы

Как «подсадить» ребенка на спорт

Русский репортер
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего

Что такое искусство переговоров? Разбираем в теории и на практике

Forbes
Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!» Владислав Третьяк: «Тарасов сказал: «Молодой человек, будем работать. Если выживешь — станешь великим. Завтра — в хоккейную шахту!»

Если хоккей перестанет существовать, мир никогда не забудет Суперсерию 1972 года

Коллекция. Караван историй
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Зачем хвалить себя: эксперимент Зачем хвалить себя: эксперимент

Так ли плохо хвалить себя?

Psychologies
Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом

В генеалогии активно развивается новое направление – генетическая генеалогия

Psychologies
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Как утильсбор на агротехнику превратился в аналог заградительных пошлин Как утильсбор на агротехнику превратился в аналог заградительных пошлин

Дорожающая техника негативно скажется на рентабельности аграриев

Forbes
Город исторической доказанности Город исторической доказанности

Великий Новгород: миф об альтернативной истории России

Weekend
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Открыть в приложении