Просмотр российских новогодних фильмов может обернуться приступом депрессии

GQСобытия

Российские новогодние фильмы нельзя смотреть трезвым

Просмотр российских новогодних фильмов может обернуться для вас приступом депрессии. Но Лидии Масловой известен рецепт хорошего настроения.

Лидия Маслова

3e64a3
Кадр из фильма «Ёлки»

В самом факте отмечания Нового года есть определенный элемент безвкусицы и пошлости – как в любом коллективном мероприятии, от которого трудно отвертеться. В этом и нехитрый секрет доходности всяких сопутствующих главному всенародному празднику подарочных товаров – все, кто торгует чем бы то ни было, достигают максимальных прибылей именно на Новый год и Рождество. В том числе и кинематографисты, торгующие душевностью: нерушимой дружбой, любовью с первого взгляда и до гроба, семейными ценностями и прочей сверкающей мишурой, которой невыносимо густо увешана и главная новогодняя франшиза – серия фильмов «Елки».

По «елочной» логике самое страшное, что вообще может произойти в человеческой жизни, – это Новый год в одиночестве, когда ты предоставлен сам себе: можешь пить сколько хочешь, есть то, что любишь, смотреть то, что нравится тебе, а не всем, или вообще спокойно лечь спать. Но не тут-то было: сценаристы «Елок» рассматривают эту свободу самоопределения как форменную трагедию, от которой несчастного надо спасать всем миром. Должно быть, один из секретов популярности «Елок» с их кочующим по всем восьми фильмам франшизы рефреном «Вообще-то мы все тут в России – родня» в том, что они основаны на знаменитой русской соборности, позволяющей народу почувствовать себя единым целым. «Елки» прошивают золотыми нитями всеобщих связей раскинувшуюся на полглобуса «Россиюшку», и даже немного странно, что эти добрые елочные лапы не захватывают и весь остальной­ мир: скажем, один из эпизодов разворачивается не в Санта-Барбаре, где тоже все со всеми знакомы и состоят в каких-то надрывных, истеричных отношениях, и не через шесть рукопожатий, как декларируется в «Елках», а гораздо ближе. От этого возникает ощущение своего рода клаустрофобии – будто ты заперт в этой атмосфере всеобщего неравнодушия друг к другу: оно, конечно, тепло, порой даже жарко, но как-то тесновато. Всегда дремлющая внутри русско-советского человека готовность в разгоряченном алкоголем настроении обниматься с кем ни попадя, невзирая ни на какие социальные или моральные барьеры и буржуазные приличия, в «Елках­» доведена до абсурдного предела, чем, ­видимо, и при­влекает значительную часть целевой аудитории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении