Что говорит о нас наш дом
Он дает нам приют, и это его главная функция. Но дом – это еще продолжение и нашего тела, и нашей личности. Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты.
Сталкиваясь с какими-либо испытаниями, мы убеждены, что дома и стены помогают. О том, кто ведет себя неадекватно, говорим: «У него не все дома…» Устойчивые языковые формулы подкрепляют догадки психоанализа, проводя параллель между нашим внутренним состоянием и тем, что находится внутри нашего жилища.
Первая обитель
Самое первое место нашего обитания – это материнское тело. Возможно, поэтому родительский дом ассоциируется у нас с теплом и лаской матери, а мир, в который мы выходим из него, – с требовательным и энергичным отцом. «В раннем детстве, вмешиваясь в наши отношения с матерью, отец словно «отнимает» ее у нас, но тем самым дает нам возможность развиваться, становиться самостоятельными, взрослеть, – говорит психоаналитик Андрей Россохин. – Позже взрослый мир окончательно «выманивает» нас наружу. Но мы знаем, что можем вернуться домой, как в материнскую вселенную, где нам будет комфортно и спокойно». Именно это и делает родительский дом тем местом, в котором мы нуждаемся, о котором помним, куда бессознательно стремимся.
Впрочем, иногда мы испытываем к этому дому иные чувства. На отношение к нему влияют неразрешенные конфликты нашего детства, старые обиды и невысказанные желания. От того, как складывались наши отношения с матерью и отцом, зависит, будем ли мы считать этот дом своим или чужим. «Наше восприятие связано и с тем, как относились друг к другу родители, было ли для них важно сделать свой дом спокойным и комфортным, позволяли ли они нам в детстве иметь собственное пространство», – продолжает Андрей Россохин. Если родители не запрещают маленькому ребенку создавать свой собственный дом, прятаться в сделанных из стульев и одеял «шалашах», если они с уважением относятся к подростку, не позволяя себе, например, входить к нему в комнату без стука, у детей формируется доверие к своему дому, особое ощущение безопасности и покоя. Став взрослыми, они будут по-прежнему чувствовать себя в родительском доме своими.
Домоседы под защитой
Многие чувствуют себя спокойно только дома, отказываясь ночевать, иногда даже ужинать в гостях. «Часто у таких людей в раннем детстве были нарушены отношения с матерью, им не хватало общения с ней, – комментирует Андрей Россохин. – Если они не получили в тот момент поддержки и от отца, то впоследствии стремление уже взрослого человека почти все время проводить дома может быть связано не только с его желанием спрятаться от реальности, но и с потребностью вернуться к матери и все-таки найти у нее защиту». Когда ребенок окружен любовью, имеет собственное пространство в родительском доме, у него постепенно возникает желание стать хозяином в собственном жилье. «В таком доме уже взрослый человек живет с удовольствием: общается, читает, ест, думает, – говорит Андрей Россохин. – И с удовольствием, без страха за себя и за свой дом, уходит из него, зная, что всегда может вернуться».