Осколочно-фугасный ливень. Рой ударных БПЛА с авиабомбами Hatchet

Популярная механикаОбщество

Осколочно-фугасный ливень

Текст: Андрей Коц

Массовое, компактное, простое и недорогое высокоточное оружие до начала XXI века было чем-то из области научной фантастики. Однако миниатюризация электронных компонентов, постоянное наращивание группировки спутников GPS и создание новых носителей «умных» боеприпасов позволили конструкторам вооружений серьезно продвинуться вперед.

Разработкой миниатюрных и точных авиационных средств поражения сегодня занимаются все ведущие державы планеты. Наибольших успехов удалось добиться американцам: в начале 2018-го компания Orbital ATK (сегодня – «дочка» оборонного концерна-гиганта Northrop Grumman) объявила о скором завершении разработки компактной планирующей авиабомбы Hatchet («Топорик») весом менее 3 кг. Как утверждают ее создатели, она способна совершить настоящую революцию в одной из самых перспективных областей военного дела.

Удар по площадям

Идея использования множества легких и малогабаритных средств поражения не нова. В годы Великой Отечественной войны быстро выяснилось, что точность бомбовых ударов советской штурмовой авиации по бронетехнике противника крайне низкая. Метко положить тяжелую фугасную авиабомбу на тонкую верхнюю броню немецкого танка мог далеко не каждый ас. А близкий разрыв «фугаски» не всегда приводил к выходу машины из строя. Вплоть до Курской битвы танкисты вермахта чувствовали себя под огнем с воздуха относительно комфортно. Пока не испытали на своей шкуре новые советские ПТАБ.

Ренессанс кассетных видов вооружений пришелся на послевоенные десятилетия. Концепция специальных боеприпасов, разделяющихся в воздухе на множество суббоеприпасов, оказалась весьма востребованной в авиации. Кассетными бомбами засыпали джунгли Вьетнама, пустыни Ближнего Востока, ущелья и горные хребты Афганистана. Такие средства поражения позволяли бомбардировщикам накрывать большие территории осколочно-фугасным ливнем, выводящим из строя как живую силу противника, так и его боевую технику.

До наступлениях эры малогабаритного высокоточного оружия суббоеприпасы кассетных бомб несколько десятилетий оставались самыми миниатюрными средствами поражения тактической авиации. Их главный недостаток – неизбирательность действия.

Недостатки подобного оружия являются следствием его достоинств. Кассетные боеприпасы бьют по площадям и действуют неизбирательно: под удар могут попасть не только подразделения противника, но и союзные войска, а также гражданское население. Такие случаи далеко не редкость, ведь четкая линия фронта во многих современных вооруженных конфликтах чаще всего отсутствует, а боевики не брезгуют прикрываться мирными жителями. А значит, возможностей привычных средств поражения уже недостаточно, чтобы эффективно решать боевые задачи. Пришло время более точной и умной альтернативы.

Легкая планирующая авиабомба Hatchet весит всего 2,7 кг и по своим габаритам примерно соответствует 60-мм минометному выстрелу.

Универсальный инструмент

В США разработкой миниатюрных авиационных боеприпасов с начала 2010-х занимаются сразу несколько оборонных предприятий. Специалистам Orbital ATK удалось создать наиболее легкий и компактный вариант. Hatchet весит всего 2,7 кг и по своим габаритам примерно соответствует 60-мм минометному выстрелу. На корпусе установлены три складных крыла треугольной формы, в хвостовой части предусмотрены три руля большого удлинения. Движитель и, соответственно, топливная система в боеприпасе отсутствуют за ненадобностью.

Большая часть массы Hatchet приходится на осколочно-фугасную боеголовку – 1,8 кг (эквивалент трех противопехотных гранат Ф-1). Ее мощности хватит для поражения живой силы или небронированной техники противника. Оставшийся объем занимает сложная электронная начинка, которая и превращает набитую взрывчаткой болванку в высокоточное оружие. Она включает в себя лазерную головку самонаведения, приемник GPS и инерциальную систему наведения. Пусковой контейнер, в котором хранится авиабомба, унифицирован со всеми стандартными креплениями подвески на летательных аппаратах США.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Топор плывет Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механика
«Кефир» директора Пряхина «Кефир» директора Пряхина

Студия «Кефир» директора Пряхина покоряет Россию, мир и стратосферу

РБК
Мусор и ветер Мусор и ветер

Каждый из нас производит сотни килограммов отходов в год

Популярная механика
Праздник к нам приходит Праздник к нам приходит

Лучшее за 40 легендарной истории спорткомплекса «Олимпийский»

Tatler
Нечеловеческая еда Нечеловеческая еда

Как делают сухой корм для животных

Популярная механика
«Писан бысть в Невьянском заводе» «Писан бысть в Невьянском заводе»

Невьянская икона — вершина горнозаводского старообрядческого иконописания

Дилетант
Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
Активный отдых зимой: 7 советов по экипировке для новичков Активный отдых зимой: 7 советов по экипировке для новичков

Эксперты: как выбрать одежду для активного зимнего отдыха

Cosmopolitan
Большая ракета Илона Маска Большая ракета Илона Маска

Сверхтяжелая ракета Big Falcon Rocket готовится вытеснить все прошлые разработки

Популярная механика
Не дай себе закиснуть! Не дай себе закиснуть!

Как не нарушить кислотно-щелочное равновесие нашего тела

Лиза
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
Уберите телефон: как перезагрузиться в праздники Уберите телефон: как перезагрузиться в праздники

Почему новогодние каникулы — самое лучшее время для цифрового детокса

Forbes
Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
Дом с роялем Дом с роялем

Современный дом в пригороде Кишинёва — проект молдавского бюро Linearchitects

SALON-Interior
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Сон разумов Сон разумов

Гибернация – одна из ключевых технологий для пилотируемых экспедиций в космос

Популярная механика
Как выбрать приставку для цифрового телевидения: самые важные нюансы Как выбрать приставку для цифрового телевидения: самые важные нюансы

Обзор девайсов для тех, чей телевизор не поддерживает цифровое телевидение

CHIP
Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Царствовать и править Царствовать и править

BMW «трешка» защитит свой трон в королевстве среднеразмерных премиум-седанов

Quattroruote
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Гарик Мартиросян: «В юморе сейчас время индивидуалистов» Гарик Мартиросян: «В юморе сейчас время индивидуалистов»

Интервью с Гариком Мартиросяном о внутренней цензуре и деньгах

Maxim
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Американские горки Американские горки

Динамический тест-драйв самого ожидаемого внедорожника Rolls-Royce Сullinan

Robb Report
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Грудное молоко: альтернативы нет? Грудное молоко: альтернативы нет?

Чем полезно грудное молоко и почему молочная смесь не сможет его заменить

9 месяцев
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр Энтомологический дизайн Матилде Булхауэр

Чтобы полюбить насекомых, их нужно кормить, заботиться о них и... есть

Популярная механика
Виртуальный секс Виртуальный секс

«Популярная механика» протестировала первую в мире виртуальную любовницу

Популярная механика
Когда руки не для скуки Когда руки не для скуки

Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

АвтоМир
Открыть в приложении