В середине прошлого десятилетия в море вышло судно странной наружности

Популярная механикаHi-Tech

Топор плывет

В середине прошлого десятилетия в судостроении произошла маленькая революция: в море вышло судно странной наружности. Судовая настройка его смещена к носу, а сам нос имеет необычную форму, придающую морскому транспорту сходство с утюгом. Сегодня моря «утюжат» уже несколько судов такой конструкции. В чем же причина ее популярности?

Текст: Олег Макаров

Большое семейство кораблей, проектируемых Ulstein, включает в себя плавсредства самого разного назначения. Сегодня это не только суда обслуживания морских энергетических объектов, но и рыболовецкие траулеры, контейнеровозы, лайнеры для морских круизов.

Инверсный нос, передняя точка которого находится в нижней (у ватерлинии), а не в верхней части, изобрели, конечно, не в XXI веке. Можно вспомнить, например, боевые корабли столетней давности. Инверсным носом оснащались русские броненосцы класса «Бородино», имевшие в своей основе французский прототип. Причем эта конструктивная особенность шла «в пакете» с завалом бортов внутрь. Это означает, что весь корпус корабля выше ватерлинии постепенно сужался, подобно усеченной пирамиде. Все пять кораблей этого типа ждала трагическая судьба. Три из них погибли в Цусимском сражении, перевернувшись и затонув, один был захвачен японцами, пятый – «Слава» – дожил до Первой мировой и был потерян в Моонзундском проливе в 1917 году. Корабли схожей конструкции строили и в других странах, в частности в США, однако впоследствии про инверсный нос практически позабыли.

Спасибо викингам

На новой норвежской банкноте в сто крон изображен гокстадский корабль – обнаруженный в ходе раскопок драккар викингов IX века. Дальние потомки средневековых скандинавских воинов из компании Ulstein (Норвегия) уверяют, что вернуться к хорошо забытому старому их сподвигли вовсе даже не бронированные монстры начала века, а именно гокстадская находка и ряд других дошедших до нашего времени драккаров и кнорров (боевых и грузовых судов викингов). Обводы закругленных носов старинных кораблей вдохновили создателей судов, сконструированных по технологии X-Bow.

Первым заказчиком такого судна стала норвежская же компания Bourbon Offshore, занимающаяся монтажом и обслуживанием энергетической инфраструктуры в море (буровые платформы, трубопроводы, ветрогенераторы).

В этой сфере востребованы специальные суда обслуживания, называемые у нас килекторами. У килекторов много функций: они ставят так называемые мертвые якоря для статичных объектов типа буровых платформ, обеспечивают подводные работы, служат буксирами. При сравнительно небольших размерах им приходится преодолевать большие расстояния в открытом море, противостоять штормам. Килектор, построенный компанией Ulstein, получил имя Orca, что значит «косатка». Плавные, более свойственные живой природе обводы носовой части судна, очевидно, навели на мысль назвать килектор в честь морского животного.

Суднообеспечения Vos Patience. «Patience » в переводе с англ. – «терпение», а VOS – сокращенное название компании-владельца, голландской фирмы по обслуживанию буровых платформ. Функции судна схожи с теми, что были и у первенца X-Bow – килектора Orca.

Врубаемся в волны

Однако кроме оригинального дизайна есть в технологии X-Bow и чисто прагматическое содержание. Когда судно движется в воде, среда сопротивляется его движению. И речь идет не только о трении корпуса о воду. Нос корабля создает носовую (ударную) волну, на преодоление которой также требуется энергия. Еще больше энергии приходится тратить, если вода неспокойна и судно движется против волн. Чуть больше ста лет назад, еще в эпоху боевых кораблей с инверсным носом, был придуман «бульб». Бульб – это продолговатый округлый выступ в носу судна, располагающийся ниже ватерлинии. Если конструкция рассчитана правильно, при обтекании водой бульба образуется волна, которая своей нижней точкой совпадает с гребнем волны, формируемой собственно носом корабля. Таким образом, волны «вычитают» друг друга, и лобовое сопротивление судна уменьшается, заметно экономится топливо. Кроме того, объемный выступ увеличивает плавучесть носовой части, что несколько снижает килевую качку. За прошедший век бульб

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Навстречу взрыву Навстречу взрыву

Кресло, которое спасет от мины

Популярная механика
9 самых крутых линеек Lego эвер: большим мальчикам пора писать Деду Морозу 9 самых крутых линеек Lego эвер: большим мальчикам пора писать Деду Морозу

Линейки Lego для взрослых: «Симпсоны», «Властелин колец», «Бэтмен» и не только

Playboy
Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Непредсказуемый ЦБ. Какого решения по ставке ждут от регулятора Непредсказуемый ЦБ. Какого решения по ставке ждут от регулятора

Непредсказуемый ЦБ. Какого решения по ставке ждут от регулятора

Forbes
Большие гонки Большие гонки

Исторический заезд: пионеры автоспорта путешествуют вокруг света

Популярная механика
Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать… Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать…

Эксперт о светодиодных лампах: чем отличаются, почему перегорают, какие покупать

CHIP
Яндекс.Станция Яндекс.Станция

Вот уже неделю Яндекс.Станция живет у меня дома

Популярная механика
Казуистика банкротств: главные цифры, дело и афера 2018 года Казуистика банкротств: главные цифры, дело и афера 2018 года

Уходящий год ознаменовался знаковыми событиями

Forbes
Ударные стройки науки Ударные стройки науки

Национальный научный фонд (NSF) опубликовал детальную статистику за 2016 год

Популярная механика
Особенности национального подарка: как рынок роскоши готовится к праздникам Особенности национального подарка: как рынок роскоши готовится к праздникам

Особенности национального подарка: как рынок роскоши готовится к праздникам

Forbes
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Большая мечта Большая мечта

Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой

РБК
Выдуманная природа Рогана Брауна Выдуманная природа Рогана Брауна

Роган Браун создает из бумаги огромные колонии вымышленных микробов

Популярная механика
Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой» Внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой: «Пикассо осознавал, что он творил с Ольгой»

Внук Пабло Пикассо рассказывает о работе по охранению наследия художника

Forbes
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы российских компаний От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы российских компаний

От затворника до слуги отечества: какие образы выбирают себе главы компаний

Forbes
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
От Оумуамуа до модификации человека От Оумуамуа до модификации человека

Главные научно-технологические итоги 2018 года

Русский репортер
Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
5 главных настроек Windows для комфортной работы 5 главных настроек Windows для комфортной работы

5 главных настроек Windows для комфортной работы

CHIP
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Научим детей с нами расставаться Научим детей с нами расставаться

Мы помогаем ребенку обрести уверенность в себе, чтобы вступить в свою жизнь

Psychologies
Ракетный маневр Ракетный маневр

С S7 Space связывают надежды на развитие отечественной частной космонавтики

Популярная механика
Как управлять неизвестностью. Почему долгосрочное планирование в бизнесе больше не работает Как управлять неизвестностью. Почему долгосрочное планирование в бизнесе больше не работает

Андрей Заутер — о том, как вести дела в условиях неопределенности

СНОБ
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
«Спешите медленно»: как не пропустить свою жизнь «Спешите медленно»: как не пропустить свою жизнь

Мы с одержимостью все время куда-то спешим на работе, в семье, в отношениях

Psychologies
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
3 причины, почему мы не любим себя 3 причины, почему мы не любим себя

Выявить и исключить токсичные ситуации, приводящие к разладу с собственным телом

Psychologies
Великая пустота Великая пустота

Самые большие объекты во вселенной заполнены ничем

Популярная механика
Алкогений: Ярослав Гашек Алкогений: Ярослав Гашек

К 20 годам Ярослав Гашек стал одним из старожилов «пражского пивного мира»

Maxim
Открыть в приложении