Воображаемый друг. Как компании используют VR для обучения сотрудников
С помощью очков виртуальной реальности сотрудники Сбербанка развивают навыки публичных выступлений, а работники гипермаркетов Walmart учатся раскладывать товар на полках
В сентябре Walmart купил 17 000 гарнитур Oculus Go. Более миллиона сотрудников знаменитого ретейл-гиганта в почти 5 000 магазинов по всему миру теперь используют очки виртуальной реальности для обучения. Это пока, пожалуй, самый масштабный по охвату VR-кейс для b2b-рынка, а также повод еще раз задуматься об использовании виртуальной реальности в корпоративном образовании — почему это эффективно и на самом деле не так уж дорого.
Как тренировать в сотрудниках эмоциональный интеллект?
Экспериментировать с виртуальной реальностью Walmart начал еще два года назад. К массовому внедрению перешел, убедившись в результативности. Согласно опыту компании, сотрудники усваивают информацию на 10-15% лучше по сравнению с видео- или онлайн-форматами обучения. В пересчете на миллион сотрудников экономия возникает колоссальная.
Чему же в Walmart учат с помощью VR? Например, одна из симуляций тренирует «работу с полкой» — как упаковать и верно расставить продукцию. Более того, работать с новым товаром можно еще до того, как он впервые в физическом смысле появился в магазине.
Или другой пример — «Черная пятница». Для магазина такая акция — отличная возможность заработать, а для его сотрудников — серьезная проверка на прочность, к которой надо подготовиться. Надев VR-очки, сотрудник оказывается в самом центре оживленного торгового центра. Вокруг десятки покупателей: кто-то толкает тележку, кто-то выбирает электронику. В учебном классе рядом с сотрудником в очках находится инструктор, он дает рекомендации, помогает отрабатывать скрипты и регламенты. Все, что видно в очках, транслируется на большом экране. За трансляцией наблюдают и другие ученики. В результате сотрудник учится работать с разными категориями клиентов, лучше понимая мотивы их поведения.
«Машина сопереживания» — так иногда называют виртуальную реальность. Действительно, как подтверждают в том числе и исследования, проведенные в Стэнфордском Университете, виртуальная реальность способствует развитию эмоционального интеллекта, учит сопереживать, давая нам не виртуальные, а вполне реальные эмоции. Можно привести и российский пример. Побывав в уже упомянутой лаборатории Стэнфорда еще в 2016 году, специалисты Сбербанка (об этом рассказал на профильной конференции, которую проводила компания Газпромнефть, сотрудник Сбербанка) также решили запустить несколько VR-экспериментов. Первый — SberSpeak — направлен на тренировку навыка публичных выступлений. Для симуляции смоделированы три реальные аудитории Академии