От мечты к коммерции
Что толкало человека к звёздам? Накануне Дня космонавтики вспоминаем историю освоения вселенной и движущие силы прогресса
Уже к позапрошлому веку было понятно, что Луна, Марс и другие известные планеты — похожие на Землю миры. Сходство порождало надежды, что там найдутся такие же обитатели, какие нашлись на других материках и островах в эпоху Великих географических открытий. Развитие телескопов довольно быстро «избавило» Луну от её гипотетических обитателей, а вот марсиане держались дольше, даже стали отдельным культурным явлением ХХ века наряду с голливудскими вампирами, зомби и прочими оборотнями. До сих пор учёные выражают надежды обнаружить одноклеточных марсиан или хотя бы следы их прошлой жизнедеятельности.
Ожидания от космоса в ХХ веке формировались усилиями фантастов и мечтателей, которых сейчас называют визионерами. Развитие воздухоплавания, авиации, освоение теории ракетного полёта вселяли надежды на скорый прорыв в безвоздушное пространство. Но серьёзные задачи невозможно решить без серьёзного финансирования. Многочисленные кружки инженеров и энтузиастов, которые собирались во многих индустриально развитых странах, не могли перейти от рассуждений о возможных способах покорения космического пространства к практике. На реализацию мечты требовался заказчик.
Всё изменилось во время Второй мировой войны. Инженеры Германии решали задачу проникновения через системы противовоздушной обороны для нанесения ударов по Лондону. Результатом этой воинственной работы стало не только создание баллистических ракет, но и первое в истории человечества достижение космоса. В 1944 году ракета «Фау- 2», запущенная вертикально, превысила отметку 100 км, что считается границей космоса.
Послевоенное ракетостроение США и СССР поначалу развивалось под влиянием достижений Германии, но впоследствии пути разошлись. Первую межконтинентальную баллистическую ракету Р-7 Советский Союз создал в 1957 году. Именно она потом стала гордостью советской космонавтики, которая запускала в космос первый спутник, Юрия Гагарина, первые лунные межпланетные станции. Она же — в модифицированном виде и под именем «Союз» — доставляет сегодня все экипажи на Международную космическую станцию. Получается,