«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Н. Бунина/из архива А. Тараторкиной

«Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу».

— Анна, вы представляете уже третье поколение творческих людей своей семьи. Ведь ваши дедушка и бабушка были писателями?

— Да, бабушка и дедушка с маминой стороны — Агния Кузнецова и Георгий Марков — были писателями. Дедушка был председателем правления Союза писателей СССР, членом ЦК КПСС, обладателем многих государственных наград, его романы стали классикой исторической сибириады.

Дедушка был таежником, тринадцатым ребенком в семье охотника-промысловика. Почти все, что он написал, посвящено его родным краям — Западной Сибири. Он очень любил рассказывать одну историю. Как-то раз в 60-е годы, когда он уже жил в Москве, был известным писателем и депутатом Верховного Совета, в очередной раз приехал в Томскую область. Его отец уже умер, но некоторые его друзья-охотники еще были живы. И вот один из них стал расспрашивать дедушку о житье-бытье в Москве. «Рыбалишь ли, охотишься ли?» — «Да нет, какая рыбалка и охота, нет времени». — «Ну ты смотри, Егорий, надолго-то в Москве не задерживайся, а то совсем одичаешь!» (Улыбается.)

Дедушка Георгий Мокеевич Марков, 1980 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

Значительный пласт творчества бабушки, в частности ее книга «Моя мадонна», посвящен исследованию жизни Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Пушкина. Каждый раз, когда бабушка бывала в Ленинграде, она непременно приходила на могилу Натальи Николаевны в Александро-Невской лавре с цветами.

Бабушка очень дружила с Ираклием Луарсабовичем Андрониковым — знаменитым пушкиноведом. Переписывалась с легендарным хранителем пушкинского Михайловского Семеном Степановичем Гейченко, который присылал ей в письмах шишки и веточки с аллеи Керн в Михайловском. Андроников и Гейченко безоговорочно поддержали бабушкино видение личности Натальи Гончаровой и много усилий приложили к тому, чтобы оправдать Наталью Николаевну во всей истории, связанной с последней дуэлью Пушкина. Они поднимали документы, изучали архивы, отыскивали потерянные письма. Удивительно, но так сложилось, что все это мне пригодилось, когда я играла Гончарову в спектакле Алексея Бородина «Последние дни» на сцене РАМТа. Я тогда тоже изучила огромное количество литературы, и мне стало очевидно, что те домыслы, которыми обросла ее личность, абсолютно беспочвенны и не имеют никакой подоплеки. Передо мной предстал образ человека, очень преданного Александру Сергеевичу и детям.

Бабушка Агния Александровна Кузнецова, конец 60-х годов. Фото: из архива А. Тараторкиной

В связи с тем, что у бабушки с дедушкой была дача в Переделкине, мы с братом лето проводили там. Огромное количество воспоминаний связано с писателями советского периода.

Конечно, я уже не застала в живых многих легендарных переделкинцев — Пастернака, Чуковского. Моя мама, например, в детстве видела Бориса Пастернака, который, идя на пруд купаться, учтиво здоровался и раскланивался с играющими на улице детьми, задавая им удивлявший их вопрос: «Как ваше здоровье?» Но зато меня видели Каверин, Катаев, Евтушенко, Вознесенский, Рождественский. (Смеется.)

Мама рассказывала, что, когда я была маленькой и меня еще возили в коляске, при встрече Валентин Катаев говорил: «Ножками надо ходить, ножками».

Или такая история, например. У нас была домработница Манжела — загадочная личность родом с Западной Украины, говорившая по чуть-чуть на разных языках и успевшая много у кого поработать в Переделкине, в частности у Евгения Евтушенко. Она любила рассказывать историю, как Евтушенко, проснувшись утром, спрашивал ее, не видала ли она его машину, на которой он накануне вечером, будучи в подпитии, съехал в кювет. Слово «кювет» в ее полиглотной интерпретации звучало совсем иначе. Получалось так: «Женя, поищите вашу машину в Кувейте!» Или: «Я ему говорю: «Женя, ну что вы сели завтракать? Я еще собаку не покормила».

Центром притяжения был Дом творчества писателей. Помню, как мой брат Филипп и двоюродная сестра Ксения устраивали целые карнавалы на территории Дома творчества. Филипп облачался в костюм химзащиты, а Ксеня — в красное репетиционное платье (из театра «Современник») моей мамы, потом они брали мою детскую коляску, клали в нее мою куклу Соню в моих же ползунках и чепчике, и пугали прогуливавшихся писателей. Старшая двоюродная сестра Марина со своей компанией писательских детей и внуков каталась по городку писателей на изобретенном ими чуде техники — кровати с мотором.

Это был отдельный ушедший мир. Сейчас того Переделкина уже нет.

— У вас очень известная и знаковая фамилия. Как вам живется с ней?

— Я никогда не была зациклена на своей фамилии. Мне часто задавали этот вопрос, и каждый раз я внутренне удивлялась. Потому что, видимо, жила в таком внутреннем контексте своей семьи, в котором этого вопроса не существовало. Я осознавала с рождения исключительность и избранность своего папы, но никогда не переводила это на себя. Папа — это папа. Других таких нет. Это «штучный товар». Когда я шла с папой по улице и на него оглядывались, сворачивая головы, или толкали друг друга в бок, или подходили за автографом, меня распирало от гордости. Я вся светилась от счастья, потому что замечала, как люди преображались, когда его видели. И хотя логической цепочки еще не могла выстроить, все же понимала, что папа для них много значил. С этим пониманием я росла, но у меня даже и мысли не возникало проецировать это на себя.

Учась в школе, несмотря на моих папу, маму и замечательного брата, который до меня окончил школу и благодаря своим талантам и способностям был легендой в ее стенах, я никогда не считала, что это как-то развязывает мне руки и дает паразитировать на фамилии.

Анна Тараторкина с братом Филиппом и отцом Георгием Тараторкиным, 90-е годы. Фото: из архива А. Тараторкиной

— В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения вашего отца...

— Да... Я готовила вечер памяти папы в Центральном доме актера имени Яблочкиной, приуроченный к его 80-летию. Телеверсию покажет канал «Культура».

Еще снят замечательный фильм под названием «Очень красивый человек». Потому что, помимо внешней красоты, папа был человеком внутренней красоты — красоты поступков, целей, жизненного пути. И красота в таком смысле еще и про его отличность от других, уникальность.

Была подготовлена масштабная выставка в Доме актера. В Музее кино на ВДНХ летом открылась выставка, посвященная папе. А в конце сентября состоится вечер памяти в Музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.

Вообще папа и его родной город — это особая тема. Помню, мы как-то снимались с Юрой Колокольниковым. Папа тогда приехал в Питер, где шли съемки, по делам «Золотой маски». И вот Юра мне рассказывает: «Еду я вчера на машине и вижу: над Невой по Троицкому мосту идет в черном плаще Тараторкин, и я ловлю себя на мысли: «Как красиво, какая гармония человека и города!» Они действительно были созвучны друг другу.

Маргарита Терехова и Георгий Тараторкин в спектакле «Передышка в Арко Ирис», Театр имени Моссовета, 1978 год. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Анна, а когда вы решили прийти в профессию?

— Родители меня ограждали от нее, от ее изнанки, в доме никогда не велись околотеатральные разговоры и обсуждения репетиций или съемок.

В школе мне хорошо давались языки, я с удовольствием ими занималась. Еще мне всегда была интересна медицина, мой далекий сибирский предок по маминой линии был травником, врачевателем. Он был крепостным графа Строганова и смог исцелить его детей, которых до него никто вылечить не мог. И за это ему была дарована вольная. Кстати, моя бабушка описала эту историю в повести «Под бурями судьбы жестокой...». Возможно, через поколения что-то передалось маме, а от мамы — мне. И это «что-то» — интерес к медицине, какая-то интуиция, ощущение того, как нужно, которые помогают мне и с моими детьми, и с собой, и с близкими. Я ни в коем случае не занимаюсь самолечением, но какое-то неформулируемое знание, безусловно, во мне есть. Так что стремление к актерству у меня сформировалось только к окончанию школы.

Анна Тараторкина с родителями, Георгием Тараторкиным и Екатериной Марковой. Фото: из архива А. Тараторкиной

— Ваша мама, которую все помнят по фильму «...А зори здесь тихие» и по ее многочисленным повестям и романам, в недавнем интервью говорила, что она обладает необыкновенной интуицией...

— Она очень тонко чувствует и меня, и моего брата Филиппа. Была такая история, которая напугала даже ее саму, не говоря уже о нас.

Мы с братом гоняли на велосипедах в Переделкине, сидели на заборах, в меру хулиганили, в общем, вели обычную детскую жизнь на каникулах. И вот однажды мама должна была уехать в Москву. Вдруг она остановилась и говорит: «Я тебя умоляю, давай ты сегодня не будешь кататься на велосипеде». Я удивилась, но кивнула. Она уехала. Я не выдержала и все-таки села на велосипед. И вдруг непонятно почему на ровном месте упала и сильно ударилась рукой. Та приобрела какие-то феерические размеры и несвойственный ей окрас. Мама потом рассказывала, что она звонит кому-то из телефона-автомата, мобильных еще не было, и ее куда-то приглашают. А она отвечает: «Нет, я сегодня не могу, мне же надо Аню везти в поликлинику». Говорит эту фразу, останавливается и добавляет: «Подожди, в какую поликлинику?» После этого она понимает, что надо ехать на дачу. Приезжает и спрашивает меня: «Как дела?» Я, пряча руку, отвечаю: «Все прекрасно!» Тут она видит ее и приходит в ужас... Оказалось, перелом всей руки, огромная трещина. И таких случаев, связанных с мамой, было много. Она склонна к мистике и верит в это. Может, потому и верит, что что-то в себе чувствует. Мне это совсем не передалось, я скорее реалист.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Эффект мерцания Эффект мерцания

Елизавета Ищенко — о трудностях взросления и борьбе с выгоранием

Правила жизни
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Алексеевцы Алексеевцы

Русская революция пришла в образе бунта тыловых гарнизонов

Дилетант
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
«Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя «Девушка эконом-класса»: почему женщин критикуют за отказ от лишних трат на себя

Почему экономных девушек критикуют, что провоцирует внимание к женским тратам

Forbes
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ Болванчик из бейсбола: как фигурки-сувениры приносят миллионы командам МЛБ

Бейсбол: уникальная субкультура и сумасшедший спрос на фигурки

Forbes
Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента Михаил Дегтярев: Фонд – это инструмент нашего президента

О создании Российского спортивного фонда и трудностях, которые он решит

Ведомости
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой

Чтобы снизить влияние авиации на климат, лучше сосредоточиться на следах

N+1
Стол, стул и — внезапно — лавка Стол, стул и — внезапно — лавка

Как студент МГУ стал ремесленником, почему его первая работа называется «Своды»

Монокль
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
От Севастополя до Галлиполи От Севастополя до Галлиполи

«Что для вечности временность гибели?» — духовное положение Белых в изгнании

Дилетант
«Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию «Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию

Что нового узнали зумеры об экономии и к чему ведут их потребительские привычки

Forbes
Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца

Сатурн: откуда у него кольца и почему они всегда на своем месте

Maxim
Если вас взломали Если вас взломали

Киберстрахование – один из ключевых мировых трендов последних лет

Ведомости
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Обман памяти Обман памяти

Как формируются ложные воспоминания?

Санкт-Петербургский университет
Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны

Почему истории в картинках стали такими популярными по всему миру?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении