Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты
В театре Ермоловой премьера — мюзикл «Крем». Мы попросили его режиссера Алексея Золотовицкого поразмышлять о жанре, его приметах и чувстве юмора

Режиссер, актер и музыкант Алексей Золотовицкий — человек многих устремлений и дел. Интерес к джазу и буги (за сценическое его воплощение отвечают концерты и альбомы группы Fire Granny) он соединяет с работами в театре и кино, при этом как по ту сторону сцены и экрана, так и по другую. На этот раз он поставил в Театре Ермоловой не спектакль, но мюзикл, жанр для территории русского театра по-прежнему непривычный и неосвоенный. Особенно, когда речь в сюжете заходит о крематории в контексте комическом, а не привычном. Юмор, который для Золотовицкого свойственен и с человеческих, и с профессиональных точек зрения, на этот раз стал основой работы, что из этого вышло — рассказывает сам Алексей.
О юморе как работе
К счастью или к сожалению, юмор — моя работа. Меня постоянно просят поставить что-то музыкальное и веселое: здесь я словно заложник своей репутации. Не могу сказать, что мне это претит, но я не люблю просто шутить на пустом месте. Собственно, я обычно не выдавливаю из себя шутки и прошу артистов и выпускающую команду этого тоже не делать. Я не юморист, мне не очень интересно создавать просто смешное, я стараюсь работать со смыслами, насколько позволяет интеллект. Вот и в нашем спектакле «Крем» есть и юмор, и смыслы. Надеюсь.

О музыкальных фильмах, отношении к мюзиклам и цветочках-пожирателях
Когда мне предложили поставить мюзикл «Крем», я сразу вспомнил про старый фильм «Дик Трэйси» с яркими комиксными образами в нуарной обстановке. Больше ничего для подготовки специально не пересматривал, Бертон мой любимый и так всегда со мной. Вообще отношение к музыкальным фильмам после создания спектакля осталось прежним, а вот отношение к работе над мюзиклами претерпело изменения — опыта понабрался с лихвой.
Театр Ермоловой — рисковые ребята, потому что пригласили режиссера, который никогда не ставил мюзиклы и не особо их любит. Я видел что-то, в том числе на Бродвее, но там все по-другому, все будто играют в диснеевском мультике. Я предпочитаю мюзиклы, где, например, цветочек жрет людей, или где все убивают друг друга вилами и весело поют. А вот «Ла-Ла Ленд» мне совсем не нравится. Наверное, когда люди видят на афише слово «мюзикл», то рассчитывают посмотреть «Шербурские зонтики» (их я тоже, кстати, не люблю). Получается много противоречий. Плюс юмор — понятие субъективное. Кому-то смешны пуки, а кому-то — Кант. И важно найти баланс между Кантом и пуком. Удалось ли нам это сделать в «Креме»? Не знаю. Кажется, это самая неоднозначная из всех