Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

АгроинвесторБизнес

Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Александр Левкин

Хотя в мире данное явление распространено уже несколько десятилетий, в России к снижению объема продукта в упаковке стали прибегать относительно недавно. Считается, что таким образом производитель может сократить свои расходы и сохранить стоимость товара на привычном для потребителя уровне. Побороться со шринфлякцией предлагают законодательно, однако и у этой инициативы могут быть негативные последствия.

Шринкфляция — этот термин, производный от английских слов «сжатие» (shrink) и «инфляция» (inflation), используют для описания ситуации, когда производители уменьшают объем товара в упаковке, сохраняя при этом стоимость на том же уровне. Это своего рода ответ на инфляцию: вместо того, чтобы повышать цену товара для потребителя, производитель незаметно снижает объем товара.

Впервые к шринкфляции прибегли компании в США в 1970-е годы во время сильного энергетического кризиса. Производители часто сталкивались с увеличением затрат на выпуск продукции из-за инфляции и роста уровня безработицы, но они не всегда поднимали цены на свои товары из-за опасений потерять клиентов, чье финансовое состояние тоже не улучшалось. Вместо этого они начали уменьшать размеры упаковок или количество продукта при сохранении той же стоимости, что и раньше.

В 2017 году Национальная статистическая служба Великобритании заявляла, что шринкфляция в стране наблюдается уже в течение пяти лет. Толчок этому явлению дал рост издержек производителей, связанный с выходом из ЕС.

В России же к даунсайзингу (downsizing — «уменьшение размера») стали массово прибегать в 2018 году, когда сразу ряд продуктов питания начал продаваться в упаковках меньшего объема. Особенно это коснулось молочной продукции, пива и фруктовых соков. А, например, в 2019-м удмуртская птицефабрика «Вараксино» выпустила упаковку с девятью яйцами вместо привычного десятка.

Предпосылки к сжатию

Распространение даунсайзинга — тенденция, характерная как для России, так и для мирового рынка в связи с ускоренными темпами инфляции в последние годы, комментирует гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. «Производитель, выбирая между повышением цен на свой товар и снижением объема при той же цене, часто выбирает второе, — признает он. — Психологически многим покупателям так комфортнее остаться верным своему любимому бренду, но, конечно, не всем потребителям это по душе, так что нужно быть бдительным и обращать внимание на объем, если он для вас важнее марки».

Исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев подтверждает: производители идут на шринкфляцию, чтобы экономить на содержимом, и данный тренд имеет глобальный характер. Даже известные мировые бренды шоколада уменьшили вес своих изделий, знает эксперт. Так, самым громким примером шринкфляции в мире стало сокращение объема шоколада Toblerone, что привело к изменению канонической формы этого кондитерского изделия.

Одна из ключевых причин даунсайзинга — это рост себестоимости при низкой покупательной способности населения, соглашается зампредседателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. В данном случае уменьшение упаковки направлено на увеличение доступности продуктов питания и на сдерживание роста цен.

В текущих экономических условиях стоимость продукции остается чувствительным параметром для большинства покупателей, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Небольшое сокращение веса и размера упаковки со стороны производителей является дополнительной мерой компенсации растущих издержек, удержания доступной цены и поддержки спроса, считает он.

В Союзе потребителей России называют шринкфляцию «уловками производителей с размером упаковки». Идут на них, потому что затраты на производство из-за санкций, валютного курса, роста налоговой нагрузки увеличиваются существенно быстрее, чем доходы потребителей. При этом торговые сети всячески противятся росту цен поставки продуктов, поэтому компаниям приходится искать альтернативные пути.

Самые экономные

Практика шринкфляции используется в разных секторах пищевой промышленности, где конкуренция наиболее высока и ценовая чувствительность потребителей значительна. Но в некоторых сегментах это явление наблюдается массово, а в некоторых используется гораздо реже.

Даунсайзинг касается всех видов продовольственных товаров, но в большей степени продуктов массового спроса первого ценового ряда, таких как сливочное масло и другая молочка, всех напитков (кроме крепкого алкоголя), растительного масла и масложировой продукции, рыбных и мясных консервов и полуфабрикатов, кондитерских изделий, бакалейных товаров, перечисляет представитель Союза потребителей. По словам Корнеева, чаще всего шринкфляция встречается в категориях бакалеи, кондитерских изделий и молочной продукции.

В молочном сегменте, как ни в одном другом, представлено огромное количество SKU (stock keeping unit — единиц складского учета), обращает внимание Белов. Молочные продукты выпускаются максимально широким ассортиментом в части объема — от 75 г до огромных семейных упаковок по несколько литров. Питьевое молоко может продаваться в объеме и 100 мл, и 250 мл, и 900 мл, но на каждой упаковке всегда указан объем, и потребителю доступна вся необходимая информация.

В бакалее ситуация зависит от конкретного продукта и производителя. Например, стандартному сахарному песку шринкфляция практически несвойственна — почти везде он представлен в объеме 1 кг, утверждает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов. А вот крупы уже более 15 лет часто продаются в упаковке 0,8 или 0,9 кг, хотя встречается и 1 кг.

ГК «Продимекс» никогда не прибегала к даунсайзингу, заверяет гендиректор холдинга Виктор Алексахин. На полках магазинов сахар группы представлен в упаковках, вес которых не менялся с момента выхода товара на рынок. Так, сахарный песок категории ТС2, который является социально значимым продуктом, в розничных сетях продается в двух форматах — по 1 кг и 5 кг. «Один килограмм — это традиционный, привычный вес сыпучих продуктов, мы его никогда не уменьшали и не планируем это делать. Фасовка по 5 кг наиболее востребована в сезон домашних заготовок, — рассказывает Алексахин. — Если же говорить в целом об упаковках разного веса, то они, безусловно, нужны — у потребителя должна быть возможность купить товар в большем или меньшем объеме, в зависимости от различных факторов, таких как, например, уровень дохода или состав семьи».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Основано на реальных событиях»: сатира на болезненный интерес к серийным убийствам «Основано на реальных событиях»: сатира на болезненный интерес к серийным убийствам

«Основано на реальных событиях» — история о браке, который спасает подкаст

Forbes
«В начале было кофе». Что происходит с русским языком «В начале было кофе». Что происходит с русским языком

Филолог Светлана Гурьянова о живом русском языке

СНОБ
Шизотипический взгляд на мир: посмотрите на картины художников-аутсайдеров Шизотипический взгляд на мир: посмотрите на картины художников-аутсайдеров

Что такое аутсайдерское искусство?

Psychologies
81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами 81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами

Удаленные работники предпочитают решать рабочие вопросы письменно

Forbes
6 характеристик смартфона, которые не значат ровным счетом ничего 6 характеристик смартфона, которые не значат ровным счетом ничего

Смартфоны бывают перегружены массой совершенно бесполезных на деле характеристик

CHIP
Если друг оказался вдруг: как сирийский бурый медведь стал героем польской армии Если друг оказался вдруг: как сирийский бурый медведь стал героем польской армии

Рассказываем одну из самых удивительных историй Второй мировой войны

Правила жизни
Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева

Жизнь человека, благодаря которому весь мир узнал о Микки-Маусе и Дональде Даке

СНОБ
Физики обнаружили изотоп азота 9N Физики обнаружили изотоп азота 9N

Группа физиков получила уверенное подтверждение существования изотопа азота 9N

N+1
Килограммы не вернутся Килограммы не вернутся

Диета 20/20: программа на месяц для реального похудения

Лиза
Как найти друзей в любом возрасте: 5 советов от психолога Как найти друзей в любом возрасте: 5 советов от психолога

Как в любом возрасте находить единомышленников и поддерживать с ними связь?

Psychologies
Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках

Новый BMW X2 в новом кросс-купе стиле вырос во всех направлениях

4x4 Club
Чувство стыда: почему оно возникает и как правильно его переживать Чувство стыда: почему оно возникает и как правильно его переживать

Зачем нам нужен стыд и как правильно переживать это чувство?

VOICE
Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Вокруг света
Кесарево безумие: как правители Римской империи сходили с ума Кесарево безумие: как правители Римской империи сходили с ума

Чем болели римские Цезари и как справлялись со своими недугами?

Правила жизни
Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов

Почему некоторые родители не позволяют детям становиться самостоятельными?

Psychologies
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Поиск жизни на ближайших планетах натолкнулся на великое молчание

Наука и жизнь
«Совы во льдах: Как спасли самого большого филина в мире» «Совы во льдах: Как спасли самого большого филина в мире»

Где живут самые большие филины и как привлечь их внимание

N+1
«Реальный бизнес»: женский футбол растет в цене и уже зарабатывает не меньше мужского «Реальный бизнес»: женский футбол растет в цене и уже зарабатывает не меньше мужского

Почему женский футбол становится все популярнее и прибыльнее

Forbes
«Humariff случился по любви, поэтому он успешен» «Humariff случился по любви, поэтому он успешен»

Тамам Хумарифф — о своей новой коллекции и планах на будущее

OK!
Игра Лила: что это, стоит ли играть и зачем Игра Лила: что это, стоит ли играть и зачем

Доска, игральные кости и фишки, которые помогут узнать о себе больше

РБК
Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос

О творческом пути Софии Коппола, которой удалось выйти из тени отца-режиссера

Forbes
Как Дэвид Боуи, Пауло Коэльо и другие путешествовали по Транссибу Как Дэвид Боуи, Пауло Коэльо и другие путешествовали по Транссибу

Как по Транссибу путешествовали Дэвид Боуи, Пауло Коэльо и другие

СНОБ
Формы вкуса. Из каких бокалов пить российские автохтоны Формы вкуса. Из каких бокалов пить российские автохтоны

В каких бокалах раскроют вкус вина из автохтонных сортов российского винограда

СНОБ
История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет

Сериалы, в которых взгляд на историю достаточно глубок

Правила жизни
Ноги не промокнут: 5 лайфхаков, как сделать обувь водонепроницаемой Ноги не промокнут: 5 лайфхаков, как сделать обувь водонепроницаемой

Не обязательно покупать резиновые сапоги: как сделать обувь водоотталкивающей

ТехИнсайдер
Генерал Алексей Алексеевич Брусилов Генерал Алексей Алексеевич Брусилов

Генерал Брусилов был известен недюжинным талантом и любовью к военному делу

Знание – сила
MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях MAXIM разузнал, на что способен AI в современной журналистике и развлечениях

Мария Демина рассказала о возможностях AI

Maxim
Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире

Облачные кухни: на каких рынках у них сейчас больше всего шансов?

Forbes
Завтрак успешного дня Завтрак успешного дня

Что бы тебе ни предстояло, главное — правильно построить свое меню!

Лиза
Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще

Как игра влияет на детское развитие?

Psychologies
Открыть в приложении