Почему в России буксуют продажи легких коммерческих авто

ДеньгиАвто

Схватка в легком весе

Почему в России буксуют продажи легких коммерческих авто

Текст Георгий Алексеев. Фото Getty Images, Роман Яровицын

Фото: Getty Images

Легкие коммерческие автомобили сейчас самый проблемный сегмент российского автомобильного рынка, который до сих пор не может оправиться от санкционного удара. Почему это происходит, исправится ли ситуация в ближайшее время и что делать тем, кто планирует сейчас приобретать легкое коммерческое авто, разбирались «Деньги».

Важный инструмент развития малого и среднего бизнеса — легкие коммерческие автомобили (LCV) буксуют в продажах в России. Если реализация легковых авто и тяжелых грузовиков в последние месяцы уверенно набирает ход, то как минимум в первой половине текущего года ситуация в сегменте LCV (автомобилей с полной массой до 3,5 т) выглядела тревожной. По данным «Автостата», по итогам первого полугодия 2023 года продажи таких машин оказались в заметном минусе даже по сравнению с провальными показателями прошлого года: за январь— июнь 2023 года в РФ было продано 37,7 тыс. новых LCV, что на 6% ниже аналогичного периода 2022 года.

Ближе к осени ситуация начала исправляться: в июле в России было продано 6,9 тыс. единиц легких коммерческих авто, что на 45% больше июля прошлого года. А в августе продажи ускорились: за последний месяц лета в России было реализовано 8,7 тыс. легких коммерческих авто, что на 73% больше, чем в августе прошлого года. Благодаря ускорению по итогам восьми месяцев рынок LCV наконец вышел в плюс: в январе—августе текущего года он составил 53,3 тыс. авто, что на 6,5% выше результата годичной давности.

Но такая прибавка выглядит блекло по сравнению с тем же рынком новых легковых автомобилей, который за восемь месяцев года вырос на 41%. Сможет ли рынок LCV продолжать ускоряться в ближайшее время, вопрос открытый. «Автостат» прогнозирует, что при пессимистичном сценарии по итогам текущего года он может вырасти на 2%, до 77 тыс. авто. В лучшем же случае рынок вырастет на 20%, до 90 тыс. машин. Почему продажи таких типов автомобилей так медленно набирают ход, что делать тем, кто сейчас готов тратить деньги на приобретение нового LCV?

Иностранцы ушли, россияне остались

На российском рынке легких коммерческих авто были традиционно сильны позиции отечественных производителей. Последние три десятка лет тон здесь задает Горьковский автомобильный завод со своей знаменитой «Газелью», которая начала сходить с конвейера в июне 1994 года. Неплохо продаются, пусть и устаревшие, модели УАЗ (модель 3909, в народе называемая «Буханка»). До начала санкций позиции в сегменте укреплял и АвтоВАЗ, прежде всего с построенной на платформе тогдашнего французского партнера моделью Lada Largus.

Впрочем, ранее позиции иностранных игроков в сегменте LCV были достаточно прочными. Главным зарубежным игроком здесь был Ford с моделью Transit, которая собиралась на предприятии «Соллерс» в Татарстане. Развивались французские марки Peugeot и Citroen со своими моделями, которые собирались на заводе под Калугой. Свою долю удерживали корейцы и немцы (Hyundai, Volkswagen). В сумме иностранным брендам по итогам, например, 2021 года принадлежало порядка трети всего рынка.

Рухнувший санкционный занавес смешал карты: хлопнув дверью, ушел Ford, тихо остановили продажи французы, корейцы, немцы. Зарубежные партнеры АвтоВАЗа отказались поставлять комплектующие для импортозависимой модели Largus. Ситуация сыграла на руку россиянам. По подсчетам «Автостата», в первом полугодии текущего года ГАЗ занял внушительные 61% рынка LCV, 17% принадлежат другому российскому предприятию — УАЗ. Вместе с Lada (4%) российским игрокам принадлежит теперь 82% продаж. Столь высокие результаты связаны с тем, что китайские производители не обратили должного внимания на сегмент легких коммерческих авто в России и не предпринимают активных маркетинговых атак.

Важным преимуществом российских моделей LCV является их более доступная цена покупки и обслуживания. «Основным потребителем LCV в России является малый и средний бизнес. Для них важным является надежность автомобиля, расход топлива, простота и доступность техобслуживания»,— говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Из-за внешних ограничений, на его взгляд, изменились предпочтения: российские модели вытесняют иностранных конкурентов, занимая все большую долю рынка. В первую очередь это связано с ростом цен на иностранные авто, их комплектующие и с возможными перебоями с поставками на фоне санкций.

«Стоимость обслуживания LCV отечественных марок исторически ниже, чем обслуживание иномарок,— соглашается Татьяна Овчинникова, директор сети технического обслуживания автомобилей Fit Service.— Цена обслуживания здесь растет медленнее, чем цена обычных авто». Так, средний чек на обслуживание легкого коммерческого автомобиля по итогам восьми месяцев 2023 года, по ее словам, составляет 16,1 тыс. руб. Он вырос на 17%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Динамика цен в категории легковых автомобилей за тот же период была более значительной. За год обслуживание легковых автомобилей, по словам эксперта, подорожало на 24%.

Важным козырем для российских производителей являются также разветвленные сервисные сети и программы, что особенно важно для коммерческих пользователей: для них любой ремонт и простой автомобиля — болезненные убытки для бизнеса. «Отечественные производители LCV (ГАЗ, УАЗ) имеют очень хорошие сервисные и финансовые программы обслуживания,— отмечает Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании „2Б Диалог“.— Еще во второй половине 2022 года представители группы ГАЗ на Международном московском автомобильном форуме IMAF анонсировали увеличение числа машин на рынке легкового коммерческого транспорта. Основная стратегия отечественных игроков — быстро расширить свои доли за счет ушедших иностранных игроков. Например, новые модели от ГАЗ построены на новой платформе с цифровой системой управления, которая помогает водителю в рулении, торможении. Новые модели стали автоматизированными на диагностике, что позволяет подключать различные датчики».

Фото: Роман Яровицын

Подготовка китайского наступления

Китайские автопроизводители пока не обратили должного внимания на сегмент легких коммерческих автомобилей, однако в ближайшее время эта ситуация может измениться. «Китайские автопроизводители начинают активно осваивать нишу LCV на российском рынке. Завоевание позиций идет двумя путями. С одной стороны, налаживаются официальные каналы поставок, с другой — производство автомобилей локализируется на территории России»,— говорит Александр Корнев, руководитель отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг». По его мнению, на прошедшей в начале сентября в Москве выставке Comtrans было представлено несколько интересных новинок в сегменте легкового коммерческого транспорта: фургоны K33-561 от Dongfeng, фургоны Foton Toano, малотоннажные грузовики BNM от «БН-Моторс». В августе «Автотор» анонсировал запуск производства на своих мощностях в Калининграде трех моделей коммерческих автомобилей китайской компании JMC. А несколькими месяцами ранее было подписано соглашение о поставках ГК «Автодом» в Россию малотоннажных и среднетоннажных шасси бренда Forland. По мнению господина Корнева, у этих и других новинок китайских брендов есть хорошие перспективы на российском рынке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Какое масло заливать в двигатель в зависимости от топлива и пробега Какое масло заливать в двигатель в зависимости от топлива и пробега

Какие моменты нужно учитывать, чтобы определить, какое масло заливать в двигател

РБК
Французский жим: что это и как правильно делать. Комментарии экспертов Французский жим: что это и как правильно делать. Комментарии экспертов

Об одном из лучших упражнений на трицепс, которое можно делать стоя, сидя и лежа

РБК
Лучшие друзья — это репликанты: 10 фильмов об отношениях людей с роботами Лучшие друзья — это репликанты: 10 фильмов об отношениях людей с роботами

Мы собрали 10 фильмов об отношениях людей с ИИ

Правила жизни
Как счастливые пары делят домашние обязанности: 7 главных правил Как счастливые пары делят домашние обязанности: 7 главных правил

Что делают счастливые пары, когда речь идет о невидимой работе по дому

VOICE
Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители

Можно ли нарушать ПДД с работающей «аварийкой» и другие мифы

РБК
Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире

Какие виды пыток самые применяемые в мире?

N+1
Что делать, если мне не нравятся увлечения мужа: мнение психолога Что делать, если мне не нравятся увлечения мужа: мнение психолога

В паре могут возникнуть разногласия и конфликты, связанные с увлечениями

Psychologies
Как избавиться от вредных привычек: 5 советов нейропсихолога Как избавиться от вредных привычек: 5 советов нейропсихолога

Используем лайфхаки от нейропсихолога, позволяющие «договориться» с мозгом

Psychologies
Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему

Непредвзятая оценка фильмографии британца Гая Ричи

Правила жизни
«Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать «Икота, перейди на Федота!»: 7 проверенных способов, как перестать икать

Рассказываем, какими же способами можно быстро избавиться от икоты

ТехИнсайдер
Статья или подкаст: как способ получения информации влияет на ее восприятие Статья или подкаст: как способ получения информации влияет на ее восприятие

Как выбранный формат информации влияет на наш мыслительный процесс?

Psychologies
В королевстве прямых зеркал В королевстве прямых зеркал

В поисках загадочной и мистической страны Шамбалы

Зеркало Мира
«Визуальный клей» «Визуальный клей»

Как направление чтения влияет на восприятие изображений

N+1
Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя

Автономный микроробот без батареи перевез груз втрое тяжелее себя

N+1
Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха

Что нужно говорить и писать, если вы не хотите быть уволенным

Forbes
Skoda Kodiaq 2024. Всё, что вам нужно знать о новом семейном кроссовере Skoda Kodiaq 2024. Всё, что вам нужно знать о новом семейном кроссовере

Новое поколение Skoda Kodiaq стало длиннее своего предшественника

4x4 Club
Невербальная коммуникация между мужчиной и женщиной: признаки симпатии Невербальная коммуникация между мужчиной и женщиной: признаки симпатии

Какие подводные камни существуют у невербальной коммуникации между людьми?

Psychologies
От дорам до РПП: как увлечение современной корейской культурой вредит здоровью От дорам до РПП: как увлечение современной корейской культурой вредит здоровью

Что такое корейская волна? Какие стандарты красоты она утверждает?

Psychologies
Стоит ли перестать хрустеть пальцами? Узнайте мнение экспертов о развитии артрита! Стоит ли перестать хрустеть пальцами? Узнайте мнение экспертов о развитии артрита!

Вредно ли хрустеть пальцами и другими частями тела?

ТехИнсайдер
Норвежский минималист: за что Юн Фоссе получил Нобелевскую премию по литературе Норвежский минималист: за что Юн Фоссе получил Нобелевскую премию по литературе

Что такое «минимализм Фоссе»?

Forbes
Индикаторы болезней Индикаторы болезней

Как здоровье зубов влияет на состояние всего организма

Лиза
Кино женского рода Кино женского рода

Как Катрин Денёв стала символом Франции

Weekend
История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий История усталости: почему в XVI веке люди утомились от долгих путешествий

Глава из книги «История усталости от Средневековья до наших дней»

Forbes
Виноваты звезды: какие косметологические процедуры популярны благодаря селебрити Виноваты звезды: какие косметологические процедуры популярны благодаря селебрити

Какие процедуры становятся популярными благодаря селебрити

Forbes
Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание

Три книги о возможных сценариях гибели человечества

ТехИнсайдер
5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя 5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя

Книги, в которых роботы становятся главными героями

Maxim
Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости Зумеры не надеются на пенсию! Вот как молодежь готовится к старости

Что такое тенденция «мягких сбережений», которая зарождается среди зумеров?

ТехИнсайдер
Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной

Что с возрастом происходит с женской сексуальностью?

Psychologies
Как отличить здоровую самоценность от нарциссического расстройства Как отличить здоровую самоценность от нарциссического расстройства

Как вообще отличить патологический нарциссизм от любви к себе?

Psychologies
Компании-призраки и жизнь в провинции: путь российского релоканта в Казахстане Компании-призраки и жизнь в провинции: путь российского релоканта в Казахстане

Насколько республика Казахстан остается открытой для россиян

Forbes
Открыть в приложении