Перестать всех вести за руку: как быть эмпатичным руководителем в конкурентной среде
От женщин ждут эмпатии, от руководителей — результатов. Как быть лидером, который выслушает каждого и даст команде свободу творчества и принятия решений, но при этом приведет к поставленным целям? Об этом HR-директор «Яндекса» Дарья Золотухина рассказывала во время своего мастер-класса на саммите FWD. Woman Summit, который прошел 29 сентября в Москве.
Эмпатия, аутентичность и жестокая реальность
Последние 1,5 года я HR-директор «Яндекса», а до этого занималась маркетингом и управляла разными командами, в том числе креативными. Как руководителю мне было важно научиться давать людям свободу творчества и самовыражения, не навязывать свое мнение. Это не только мой личный интерес: запрос на эмпатичное лидерство звучит в обществе все чаще. Это тренд, который приходит на смену традиционному авторитарному стилю управления.
Однако здесь есть и обратная сторона. Во-первых, как, будучи эмпатичным лидером, сделать так, чтобы это не воспринимали как слабость? Как не быть человеком в розовых очках, а добиваться результативности бизнеса?
Во-вторых, хорошо уметь слышать разные точки зрения, но возникает сомнение в аутентичности: может быть, у такого лидера просто нет собственной позиции?
Наконец, есть двойные стандарты в отношении женщин. С одной стороны, от них ждут, что они будут мягкими, что будут слышать других. С другой — в любой большой компании лидер должен иногда где-то надавить на команду, чтобы она была конкурентоспособной. В этих ожиданиях легко заблудиться и начать подражать лидерам, которые ведут себя в соответствии с привычными паттернами.
Фильтр ценностей
Сохранить аутентичность помогает постоянная опора на свои ценности, убеждения и принципы. Каждый раз, когда вы принимаете какое-то решение, проверяйте, соответствует ли оно тому, что для вас важно и что вы как лидер или как создатель какого-то проекта манифестируете во всех своих коммуникациях.
Но как эти ценности для себя найти, как их сформулировать? Кто-то их четко осознает и не задается этим вопросом. Но я поделюсь своими способами.
Чтобы понять, что важно для человека из моей команды, я иногда спрашиваю: «Можешь рассказать, пожалуйста, про свой самый счастливый день на работе? Например, за последний год». Кто-то рассказывает о том, как круто было придумывать концепцию большого проекта. Кому-то нравится масштабировать идеи. Кто-то радовался выступлению на большой конференции и признанию. Кто-то кайфует, когда собирает кусочки пазла в цельную картину. Обычно через такие истории становится понятно, что для человека важно.
Это не обязательно именно счастливые воспоминания — помогают и истории о моментах гнева, когда ценности нарушались.
Еще один способ — подумать о тех, кем вы восхищаетесь. Кто ваши ролевые модели? Какие их качества вам близки?
Наконец, когда вы думаете или говорите с кем-то из вашей команды о текущем проекте, всегда уместно задать вопрос: а что из этого по-настоящему важно? Это тоже дает мгновенный доступ к ценностям.