Земную жизнь пройдя до половины: 3 истории о кризисе среднего возраста
Этот кризис парадоксальным образом приходит к нам в самом расцвете лет. И застает врасплох: мы активны и полны сил, но больше не находим смысла в своих действиях. Как жить дальше, а главное, зачем? О поисках выхода из лабиринта — истории наших героев.
Многим из тех, кто подошел к условному рубежу середины жизни, знакомо это неясное, но устойчивое ощущение: что-то идет не так. Одни чувствуют раздражение: «Жить по-прежнему не хочу, а как иначе — не знаю». Другие — одиночество или жалость к себе («Я никому не нужен, жизнь могла бы сложиться лучше…»). Третьи обесценивают достигнутые результаты или значимые прежде отношения («Столько усилий… и ради чего?»).
С чем связан перелом? Удается ли кому-то его миновать? «Избежать взросления и перехода к следующему этапу невозможно, — считает экзистенциальный психолог, доктор психологических наук, автор нескольких книг, в том числе «Территория взрослости», Елена Сапогова. — К 35-45 годам мы справляемся с программой, заложенной природой и социумом: определяемся в профессии, строим семью…
Но со временем прежние цели теряют актуальность, и перед нами встает новая задача: взять на себя ответственность за то, что будет происходить дальше
Наполнить жизнь собственным смыслом. Непреодоленный кризис может растянуться, плавно переходя в кризис старения. В этом случае мы живем с ощущением внутреннего разлада с самим собой и недовольства миром, что часто приводит к необдуманным поступкам вроде дауншифтинга и депрессиям».
Но можно выйти из кризиса и без разрушительных потерь. Признания наших героев подтверждают это. У каждого из них была своя череда событий, которые, накапливаясь, запустили процесс переоценки жизни. Но им удалось прервать движение по инерции и пересмотреть установки.
«Быстрее и легче преодолеть дискомфорт удается тому, кто ясно осознает, зачем он делает то, что делает, чего хочет от жизни, кому он в ней нужен и дорог и ради чего/кого он готов просыпаться каждое утро», — заключает психолог.
Решиться жить, как «я хочу», а не «они требуют» или «так устроена жизнь», — для этого необходимо мужество. Но другого пути во взрослость, кажется, еще не придумали.