Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя
Хочешь знать, как работает таро и почему сбываются прогнозы астрологов? Никакой мистики в этом нет — всё дело в эффекте Розенталя

Эффект Розенталя: как всё начиналось
Несмотря на то, что в названии феномена фигурирует только одно имя, узнали о нем благодаря двум людям: американскому психологу немецкого происхождения Роберту Розенталю и директору начальной школы на юге Сан-Франциско Ленор Джейкобсон.
Началось всё со статьи, которую Розенталь опубликовал в журнале American Scientist: в ней он рассказывал, как влияют ожидания исследователей на испытуемых в психологических экспериментах. Прочитав публикацию, Ленор написала психологу: ее заинтересовали слова Роберта о том, что подобные взаимосвязи могут возникать между учителями и учениками.
В ходе переписки Ленор предложила Роберту свою помощь: вместе они продумали эксперимент, который можно было бы провести в школе, которой руководила Джейкобсон, и окончательно договорились о его осуществлении в ходе личной встречи в Сан-Франциско в 1964 году. Исследование было построено на предположении, что высокие ожидания приводят к улучшению производительности — эту гипотезу и решили проверить в «полевых условия».

Эксперимент в школе: как Розенталь и Джейкобсон получили подтверждение предположений
Ленор и Роберт провели тестирование учеников для выявления их уровня IQ. После этого они поговорили с учителями: не называя конкретные результаты, пара внушила педагогам, что некоторые школьники (около 20% от общего числа) обладают высокими интеллектуальными способностями, которые вскоре «расцветут».
«Умников» выбрали наугад — результаты проверки этих детей были совершенно заурядными. Тем не менее, когда Розенталь и Джейкобсон спустя какое-то время повторили «замеры», выяснилось, что рандомно выбранные ими мальчики и девочки действительно стали гораздо лучше учиться. Теория ученых подтвердилась: ожидание положительных результатов, возникшее у учителей после первого теста, действительно повлияло на результаты, продемонстрированные подростками.