Российское виноделие идет в рост, но до появления развитой индустрии пока далеко

МонокльБизнес

Пить русское вино: выносимая легкость и яркость вкуса

Российское виноделие идет в рост, но до появления развитой индустрии пока далеко. Предприниматели-энтузиасты, развивающие аутентичные винодельческие хозяйства, пытаются сформировать методы создания качественного продукта и завоевать лояльную аудиторию

Татьяна Одинцова

Винодельня «Имение “Сикоры”» — это бутиковое хозяйство под Новороссийском в долине Семигорье

Советские годы. Москва, гастроном «Новоарбатский». Студент филологического факультета МГУ Анатолий Корнеев с другом случайно оказывается перед прилавком, когда продавцы начинают выкладывать туда ящики с грузинским вином. Подобный счастливый билет выпадает раз в жизни: первые покупатели могли взять «столько, сколько унесут». Переполненные эмоциями студенты хватают сразу четыре огромных ящика по 20 бутылок. Пока они рассчитываются, к прилавку выстраивается километровая очередь. Друзья, довольные и счастливые, выходят из магазина, ставят перед собой ящики, но вдруг понимают: довезти их через всю Москву до дома без машины нереально. Из очереди начинают подходить люди и предлагают купить вино. Корнеев соглашается. Выручка от продажи 40 бутылок отбивает все инвестиции, еще и на закуску деньги остаются. Удивительно, но эта оптовая сделка стала роковой. Всего через несколько лет Анатолий Корнеев вместе со своим единомышленником Максимом Кашириным создаст виноторговую компанию Simple Group, которая станет одним из лучших импортеров европейской продукции.

Сегодня в Simple Group больше всего внимания и сил уделяют российским винам. Корнеев не только изу чает ассортимент отечественных производителей, но и постоянно знакомит покупателей с новыми винодельнями и марками. Витрина с российскими винами в магазинах компании стоит на самом видном месте.

«Всего в стране зарегистрировано 246 предприятий, которые имеют лицензию на производство вина, из них 100 ведут хозяйства полного цикла, а продукт европейского уровня делают только 40», — рассказывает Анатолий Корнеев, вице-президент и сооснователь Simple Group. Компания глубоко погрузилась в исследование отечественного винного рынка в ходе «Большой русской экспедиции» — эксперты объехали 152 хозяйства, где оценили больше 2000 напитков.

По данным Simple Group, в структуре потребления россиян 60% занимают отечественные и 40% — импортные вина. В среднем люди выпивают 6,2 литра в год, причем этот показатель постепенно снижается: в СССР было 16 литров. Корнеев считает, что отрасли пора задуматься, по какому пути двигаться дальше: наращивать объемы производства, как делали в Советском Союзе, сажая гектары технических сортов винограда, или уделить внимание качеству и вдумчивому ведению хозяйства, производя вина не слишком много, зато хорошего и дорогого. Ответа на этот вопрос пока нет, но «Монокль» попробовал найти истину на винодельнях, посетив вместе с Simple Group два хозяйства в Краснодарском крае.

Основатель имения «Сикоры» Александр Сикорский уверен, что вино — это страсть

Имение «Сикоры»: тонкое искусство виноделия

Винодельня «Имение “Сикоры”» — это бутиковое хозяйство в долине Семигорье под Новороссийском. Виноград здесь растет стройными симметричными рядами на склоне холма. Местность настолько живописна, что напоминает картины Ван Гога; впечатление нереальности усиливает возвышающаяся над лозами надпись Sikory.

Вино — это страсть, уверен основатель винодельни Александр Сикорский, строитель по образованию и профессии, который нашел свое призвание в тонком искусстве агробизнеса. Успешный в прошлом бизнесмен, владелец ГК «Выбор», крупнейшего федерального производителя тротуарной плитки, Сикорский передал дело младшему поколению, а сам вот уже больше десяти лет занимается только вином.

Александр Павлович рассказывает, что как строителем, так и виноделом он стал случайно. После школы поехал поступать из Херсона в Николаев: хотел строить корабли. Но проспал нужную остановку, проснулся только в Одессе. Друг, тоже проспавший выход, тогда сказал: «Какая тебе разница, судостроитель или просто строитель?» — в Одессе находилась популярная Государственная академия строительства и архитектуры. «Ну я и пошел туда. А потом втянулся и понравилось, — вспоминает Сикорский за дегустацией лучших сортов вина в его имении. — Бывают люди, которые знают о своем призвании с детства, а есть те, кто добросовестно выполняет свою работу и находит в этом полезное и приятное». Бизнесмен уверен, что его миссия — делать все качественно: строить здания, изготавливать тротуарную плитку, производить напитки. Важно держать высокую планку.

Вино для Александра Павловича — родовая история, возвращение к истокам: в XIX веке его предки выращивали виноград, но в 1919 году хозяйство у них отобрали. Освоение Семигорья началось с идеи построить там семейную усадьбу, для которой Сикорский еще 12 лет назад приобрел участок в 40 гектаров, часть которых уже были засажены виноградниками: там росли рислинг, каберне совиньон. В 2012 году бизнесмен попробовал выдержать в нескольких емкостях и бочках вино из собственного винограда. Результат понравился, и семья решила двигаться дальше. Новое занятие вдохнуло в жизнь предпринимателя свежие эмоции: в отличие от строительства здесь есть элемент непредсказуемости — невозможно заранее сказать, что произойдет во время выдержки сырья и каким окажется конечный результат. Но все это делает виноделие живым, чувственным, органичным.

Первым консультантом и энологом проекта — специалистом по созданию и выращиванию вина — стала француженка Гаэль Брюллон, жена Франка Дюсенера, одного из трендсеттеров российского виноделия. Супруги прибыли в Россию в 2003 году, и всего за несколько лет их подход стал известен всем винным хозяйствам Краснодарского края. С 2011 года Франк отвечает за качество продукции крупнейшей на Кубани винодельни Chateau de Talu. Гаэль же до прихода в «Сикоры» успела поработать в хозяйствах региона Бордо и России, знала наш местный климат, особенности почв. Для новых виноградников в «Сикорах» Брюллон привезла саженцы из старинного французского питомника братьев Мерсье, который известен с 1890 года.

В 2014 году место энолога в хозяйстве заняла Алена Целоусова, ранее десять лет работавшая на предприятии «Шато ле Гран Восток» и под руководством Франка Дюсенера. Именно Алена создала в имении «Сикоры» нашумевший рислинг 2016 года, который получил оценку 90 баллов (из 100 возможных), по мнению Robert Parker Wine Advocate — международной системы оценки вина, аналога мишленовских звезд в ресторанном бизнесе.

Вино в «Сикорах» выдерживается в деревянных бочках, в стальных емкостях и а уникальных для России бетонных сферах

В «Сикорах» выращивают несколько сортов винограда: рислинг, совиньон блан, каберне совиньон, каберне фран, мерло, пино нуар и красностоп золотовский. Красностоп — местный автохтонный сорт, к нему на винодельне только начали присматриваться, хотя многие эксперты называют его лучшим сортом для России. Отечественные винодельческие компании давно с ним работают. Красностоп капризен и требователен к почвам, а потому в «Сикорах» растет на специальных рукотворных террасах. Интерес виноделов к красностопу не случаен: из этого сорта создают полностью локализованный продукт, который может стать российской визитной карточкой на мировом рынке.

С 2019 года винодельня сотрудничает с Австралийским научно-исследовательским институтом вина, их эксперты при посещении «Сикор» назвали владельцев имения счастливыми людьми, поскольку земля здесь «пахнет плодородием». Одна из целей взаимодействия с иностранными коллегами — производство серьезного авторитетного вина, стоимость которого в рознице будет составлять около 200 долларов за бутылку. По словам экспертов из Австралии, для этого у компании есть все необходимые ресурсы: правильная почва, удачное расположение, отличная производственная площадка с качественным оборудованием. Главные рекомендации института — ограничить урожай, уделив больше внимания возделыванию имеющейся лозы. Специалисты сформулировали концепцию развития винодельни на несколько лет вперед, с которой владельцы хозяйства ежегодно сверяются.

Для повышения качества продукции в компании решили минимизировать использование техники, то есть вручную обрабатывать лозы и собирать урожай. Виноградники имения «Сикоры» высажены на высоте 100–130 метров над уровнем моря на каменистой почве, которая обеспечивает хорошую влаго- и воздухопроницаемость, а потому отлично питает прикорневые части растений. Мощность хозяйства — 300 тыс. бутылок в год, в пределе она может достигнуть и 700–800 тыс., но Сикорский уверен, что нет смысла ухудшать качество вина за счет увеличения его количества.

С особым трепетом Александр Павлович подошел к возведению винодельни, хотя собственный дом так и не построил. Винодельня в имении — настоящий памятник архитектуры, она выполнена из натуральных материалов и вписана в ландшафт. Даже технический пожарный пруд выглядит как небольшое овальное озерцо, в котором плавают карпы. При возведении здания использовался проект французских архитекторов; кстати, дочь Александра Сикорского участвовала в проектировании и отвечала за интерьер внутренних помещений.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как с помощью архетипа узнать свою суперсилу и найти идеальную работу Как с помощью архетипа узнать свою суперсилу и найти идеальную работу

Что отличает архетипы друг от друга и какая деятельность подойдет каждому из них

Psychologies
Сколько волков человеку надо Сколько волков человеку надо

Волк — прекрасный приспособленец и космополит

Наука
Семинарист, журналист, революционер Семинарист, журналист, революционер

У Булгакова Петлюра предстаёт персонажем мистическим, почти Антихристом

Дилетант
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Точки роста Точки роста

В 2023 году особенно бурно росли фьючерсы на продовольствие

Монокль
10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть 10 фактов о сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте», которые надо знать, прежде чем начать его смотреть

Самые интересные факты о нашумевшем сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Maxim
Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет» Наталья Царевская-Дякина: «Возможно, школ и вузов в привычном нам понимании когда-нибудь не станет»

Как будет меняться система образования и что такое концепция life-work learning

РБК
ВОЗмутительная политика ВОЗмутительная политика

Подходы к борьбе с табакокурением сегодня все больше напоминают охоту на ведьм

Наука
У берегов Израиля нашли деревянные артефакты эпох неолита и халколита У берегов Израиля нашли деревянные артефакты эпох неолита и халколита

Израильские археологи исследовали 16 древних артефактов, изготовленных из дерева

N+1
Хибины. Таинственное чудо Севера Хибины. Таинственное чудо Севера

Красоты и тайны Хибин, расположенных на Кольском полуострове

Зеркало Мира
Когда проснется искусственный интеллект Когда проснется искусственный интеллект

Приведет ли создание «разумной» машины к радикальному изменению миропорядка

Монокль
Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить Аутизм у женщин: почему его так трудно выявить

Почему женщинам с РАС сложнее получить диагноз?

Psychologies
От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – сила
Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли Фантастические твари морских глубин. Зачем рыбы-удильщики плавают так, как будто уже умерли

Что мешает глубоководным удильщикам передвигаться обычным способом

СНОБ
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
«Математическое невежество снижает качество жизни россиян» «Математическое невежество снижает качество жизни россиян»

Какая наука сегодня в моде и почему в России так плохо знают математику

Наука
Классика по-московски Классика по-московски

Спокойный, выдержанный, элегантный интерьер квартиры в центре Москвы

SALON-Interior
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
Широкими мазками по холсту алмазной истории Широкими мазками по холсту алмазной истории

Его величество бриллиант. Об истории алмазов и алмазного дела

Зеркало Мира
Сердечные орешки! Сердечные орешки!

Как растут орешки кешью?

Наука и жизнь
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
the makers the makers

Победители конкурса «Мейкеры» 2023 года

Seasons of life
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Большой переполох Большой переполох

На что обратить внимание при выборе клининговой компании?

Лиза
Дропперы малолетние Дропперы малолетние

Активное вовлечение подростков в мошеннические схемы вынуждает менять закон

Деньги
Открыть в приложении