Спецтест
Можно ли верить лампе?
С кем не бывало – думаешь, в баке еще осталось пару литров, но потом вдруг оказываешься с сухим баком. Винить тут надо только себя – как показал наш тест, автомобиль всегда предупреждает о малом запасе топлива. Правда, у разных моделей «режим паники» настроен по-разному.
Автомобили становятся умнее. Но их интеллект все равно не компенсирует дурные привычки автовладельцев. А иногда он им и вовсе потакает.
Замшелая привычка заправляться в последний момент с вполне конкретным риском остаться с пустым баком до сих пор у многих в ходу. Иначе автоклубы и службы помощи на дороге давно исключили бы подвоз топлива из списка услуг. А исследования одним из британских страховщиков говорят, что количество людей, которые едут «на парах» до полной остановки, непрерывно растет с 2011 года. Так что в 2014 году в Великобритании 18 000 человек обратились в службу помощи на дорогах автомобильной ассоциации и просили подвезти топливо, поскольку проигнорировали предупреждающий сигнал своего автомобиля. В 2015 году в США более полумиллиона обращений из 32 миллионов касались именно ситуации с закончившимся топливом.
Ясные послания
Столь серьезные цифры сложно приписать одной лишь невнимательности. Потому что когда запас топлива близок к истощению, практически все автомобили начинают посыласть водителю четкие сигналы: включение индикаторной лампы на топливомере часто сопровождается текстовым предупреждением на мониторе бортового компьютера, где даже указывается оставшийся запас хода. Но именно эта полезная функция может быть очень коварной: в прошлом в отсутствие четких цифр было невозможно точно оценить оставшийся запас хода, поэтому все торопились быстрее заехать на заправку. Сегодня можно рассчитывать на довольно правдивый прогноз, хотя он и сильно зависит от стиля вождения. В результате многие до последнего оттягивают визит на заправку и остаются без топлива, создавая как минимум самому себе серьезное неудобство, а как максимум – неприятную проблему.
Но что же заставляет автовладельцев откладывать заправку на последний момент? Самое частое оправдание – надежда найти топливо подешевле. Естественно, между водителями правительственных ведомств, заправляющими бак в конце дежурства, чтобы автомобиль был всегда готов сорваться на задание, и теми, кто только и ездит «на лампе», есть промежуточный вариант. Тем более, что топливо плюс-минус стоит везде одинаково. Да и постоянная езда с малым запасом горючего в баке может вызвать неполадки двигателя или же поломки системы питания. Поэтому мелочная экономия легко выйдет.
Проверка в равных условиях
Эти рассуждения и большое число беспечных автомобилистов привели нас к идее теста на нашем треке, в ходе которого мы могли оценить расстояние, которое могут пройти автомобили от момента включения предупреждения о недостатке топлива в баке до остановки мотора.
Мы выбрали шесть моделей разного класса, с разным типом кузова и с различными моторами и принялись гонять их по треку по одной и той же методике: слив топлива из бака до уровня пары литров до момента включения предупреждения, предварительный прогон на определенных скоростях по треку так, чтобы стабилизировать указания остаточного запаса хода. Как только предупреждение загоралось, мы регистрировали указанный остаточный запас хода и опять же по общей для всех методике продолжали движение до полного израсходования топлива и остановки мотора. Использование трека позволило получить равные для всех условия.