Моя терапия не продвигается вперед
Работа над собой – это неуклонное движение к цели шаг за шагом? Не обязательно. Спустя какое-то время после бурного начала психотерапии у клиента может возникнуть впечатление, что недели и даже месяцы проходят без всяких подвижек. И вот почему.
«Я была как муха, которая бьется о стекло, – вспоминает 45-летняя Вероника. – Неделя за неделей я снова и снова переживала гнев на мать, ощущая себя при этом полным ничтожеством». Она вспоминает сочувственный взгляд, с каким психотерапевт слушал, как она повторяет одно и то же, его кивки: «Да, да, конечно» и даже загадочную фразу «Подождите, подождите…», когда она сказала, что хочет прекратить сеансы. Но чего ждать? – задаемся мы вопросом, почувствовав, что наступил застой. У 52-летней Марины возникало впечатление, что терапия больше не приносит никакой пользы, в ходе двух циклов психоанализа, которые она прошла за 10 лет. «В начале каждого цикла я много говорила, – признается она. – Меня стимулировало то, что меня слушали. Но каждый раз все кончалось тем, что мне нечего было сказать». Она ушла от своего второго аналитика через три года со словами: «Вы меня не слышите, и я вас больше не слышу».
Именно раздражающее ощущение «заевшей пластинки» на сеансе и констатация, что в жизни все остается по-прежнему, наводят клиента на мысль, что терапия не работает. Психотерапевт, со своей стороны, тоже видит, что клиент топчется на месте. «Иногда из рассказов клиента о том, что у него происходит, или о его снах, из его рисунков можно сделать вывод, что в его жизни не происходит никаких изменений, – говорит семейный психотерапевт Елена Улитова1. – Кроме того, сигналом для психотерапевта становятся его собственные чувства: обычно в такой ситуации начинаешь испытывать раздражение или скуку». Что означает этот упадок энергии в психотерапии?
«Пустой» период
Психоаналитик Валери Бланко (Valérie Blanco) считает, что такие периоды замедления – полноценная часть лечения: «Психоанализ не обещает результатов за 15 дней. Лечить человека с его уникальной личностью, с его историей и также смотреть на его бессознательное – это требует времени!» – утверждает она. Когда психоаналитик предлагает свои интерпретации рассказа клиента, тому может понадобиться много времени, чтобы усвоить это открытие. В результате появляется чувство, что терапия застыла.
Похожие процессы происходят и в работе психотерапевтов других направлений. «Начальные изменения у клиента часто случаются достаточно быстро, иногда даже на первом-втором сеансе, – объясняет Елена Улитова. – Это обычно вызывает эйфорию. Иногда клиент исчезает на этом этапе: ему кажется, что нужный результат уже достигнут. А потом происходит откат, и клиент может думать, что психотерапия не помогла. На самом деле первого «вау-эффекта» мало, работу необходимо продолжать. Психотерапия – длительный процесс, ведь она подразумевает глубинные изменения. Они могут какое-то время оставаться незаметными, но здесь работает накопительный эффект». Этот этап можно сравнить с остановкой, которую мы делаем при подъеме по лестнице, чтобы отдышаться, считает психотерапевт Рани Дюпра (Rani Duprat), которая специализируется на работе с зависимостями: «Такая остановка чаще всего позволяет клиенту найти новую позицию, чтобы продолжить движение дальше».