Чем мы платим за шанс жить вечно
Мы попросили двух многолетних поклонников биохакинга поделиться выводами, к которым они пришли. Вот их истории и мнение эксперта.
«Здоровый образ жизни сильнее лекарств»
Дмитрий Веремеенко, 46 лет, создатель проекта nestarenie.ru и Школы долголетия Nestarenie Camp
Мне было немного за тридцать, когда я понял, что начал стареть. Фраза может показаться забавной, но факт в том, что именно в этом возрасте, в 31–33 года, все чемпионы мира теряют титулы, уходят из большого спорта, переходя на тренерские должности, или вовсе оставляют карьеру. И это неслучайно: как раз в этот период тело теряет былую мощь, мы начинаем больше уставать, снижается иммунитет, дают о себе знать болезни.
Я знаю это по себе. В свои тридцать я был инструктором в спортивном клубе и начал замечать, что в спаррингах порой уступаю ученикам. Плюс развилась гипертония, ослаб иммунитет, я начал чаще простужаться. Это вынудило меня изучить, что происходит с организмом: я много читал, узнавал о человеческом теле, мозге, о возрастных изменениях. Тогда же и задумался, что делать в будущем, если уже не могу активно заниматься спортом. В каком-то смысле для меня нестарение стало не личной целью, а профессиональной: я искал дело, которое было бы актуальным до конца лет. И я его нашел.
Путь я прошел долгий. Когда я только начинал заниматься биохакингом и поиском путей нестарения, никто толком ничего не понимал в этом направлении, время такое было. Я принимал кучу БАДов, перепил все известные таблетки, которые лечат возрастные заболевания, выясняя на собственном опыте, как они действуют в больших дозах, в малых дозах, какие у них побочные эффекты. Но я прошел этот этап «созревания» и понял, что все эти БАДы – ерунда в общем-то. Хотя я продолжаю эксперименты, но это именно что эксперименты. Я не пытаюсь доказывать пользу и продвигать какие-то продукты, я делаю это ради науки. Вообще каждый, кто так или иначе связан с биохакингом, должен четко для себя понимать, что он делает: занимается продлением жизни и использует только доказанные методы или экспериментирует на себе.
Сегодня я могу сказать, что добился больших успехов: избавился от гипертонии, избавился от головных болей, иммунитет в норме. Мне 46 лет, но все говорят, что выгляжу я значительно моложе. Тело в порядке, никакого варикоза, хотя у родителей в моем возрасте это была большая проблема.
В биохакинге часто бывает так, что люди слушают друг друга, подпитываясь порой какими-то ошибочными знаниями. Заблуждается эксперт, который увлекся той или иной теорией, – и начинают заблуждаться его последователи. Поэтому для всех, кто считает, что всерьез занимается биохакингом, важно читать как можно больше научных журналов, получать настоящее специализированное образование, а не заниматься самоучением.
Настоящий биохакинг опирается на доказательную медицину. Причем не на теории, подтвержденные на животных (а на человеке это может и не работать), а на рандомизированные контролируемые исследования с соответствующими критериями качества и очевидны ми причинно-следственными связями, а не просто корреляцией. Методы можно считать доказанными, когда есть четкие диагностические параметры (например, оценка риска смертности). Все остальное – не доказано. Я не говорю, что все новые идеи плохие или вредные, но надо осознавать, что вы экспериментируете на себе, проверяете, как тот или иной фактор влияет на те или иные анализы. Не более.