Все чувства в одной тарелке
Отблагодарить себя кусочком пиццы после трудного дня, заглянуть в холодильник в полночь за вкусняшкой и наконец-то спокойно уснуть. Наверное, каждый из нас прибегал к экстренным мерам, когда накатывала тоска, вспоминалась старая обида или просто было скучно. Но почему мы ищем утешение в тарелке и как наладить гармоничные отношения с едой?
«Я могу спокойно съесть торт «Наполеон» целиком и ни с кем не поделиться. Причем не буду испытывать угрызений совести. К счастью, происходит это только один раз в году, в мой день рождения», – рассказывает 42-летний Степан. Его яростной любви к торту есть свое объяснение. Когда умер отец, мать ушла в горе с головой. Она готовила своим маленьким детям еле съедобную пищу, почти не обращала на них внимания, не целовала и не обнимала их – и им не позволяла к ней приближаться. Зато теперь, во взрослой жизни, Степан каждый год перед своим днем рождения набирает номер мамы и просит приготовить торт. А потом приезжает и съедает его полностью, чувствуя, что в этот момент мама принадлежит только ему, до последней крошки любимого «Наполеона».
Ни для одного человека в мире пища не является только средством утолить голод, уверены специалист по психологии питания Эв Хазина и ее муж, гештальт-терапевт Марик Хазин. Много лет они занимаются тем, что «расколдовывают» еду. И какие только эмоции не обнаруживались в «тарелке» у тех, кто обращался к ним за помощью за эти годы! Грусть, тоска, чувство брошенности, вина, обида, страхи всех мастей. «За историей Степана стоит детское отчаяние, – поясняет Эв Хазина, – это бессознательная программа. И изменить ее можно только одним способом – осознанно встретиться со своими переживаниями из детства». Наверное, каждый из нас видел кого-то, кто заедал эмоции и чувства. Так часто бывает в ситуации стресса: при увольнении, переезде на новое место, после потери близкого. Эмоциональная еда может скрывать и более тяжелые истории: многолетнюю травлю в семье, последствия детской травмы и многое другое. Эмоции и еда связаны напрямую. Не зная, как иначе пережить сложные чувства, мы их просто заедаем.
Обида, злость или вина?
Еда может служить для нас механизмом успокоения, поощрения, дарить моменты полной защищенности, поскольку ассоциируется с молоком матери (особенно горячая еда). Когда мы злимся на босса, просто скучаем или обижаемся на несправедливое замечание подруги, часто не задумываясь идем к холодильнику. «Эмоциональное питание – способ отвлечься от тяжелых чувств, смягчить непереносимые для нас переживания, – замечает Марик Хазин. – Если мы видим, что близкий переедает, прогоняет через тело большое количество еды, – это немой крик о помощи. Он заполняет пространство внутри себя, чтобы ничего не чувствовать».
Как распознать, какие состояния заставляют нас тянуться за сладкой булочкой, брать пятый капучино или второй жирный стейк? Что делать, если мы ловим себя на том, что едим, не испытывая ни малейшего голода? Начать нужно с поиска причины, считают специалисты. Понаблюдайте, чего вам больше всего хочется и какая именно пища вызывает эмоциональный аппетит. Например, если вы жить не можете без сладкого, жирного, сытного, то скорее всего за этим стоит младенческий опыт брошенности, тоска по родительскому дому.
А вот тяга к соленому и хрустящему говорит о том, что вы вынуждены мириться со скукой. Клеркам и служащим, запертым в своем кабинете на целый день, частенько хочется похрустеть чипсами или гренками. «У нас во внутреннем ухе есть детектор, связанный с центром удовольствия, и, начиная хрустеть, мы вызываем прилив сил, энергии, – разоблачает офисные привычки Эв Хазина. – Загляните в тумбочку своего рабочего стола: если там много сладостей в шуршащих обертках, то это подтверждает, что вас окружают запреты, необоснованные требования». И наоборот, чем меньше запас сладостей, тем с большей свободой и творчеством связана работа.