Как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет

ForbesСобытия

«Оставь мир позади»: как фильмы про апокалипсис перешли от метеоритов к психологии

Елеyа Зархина

Кадр из фильма «Оставь мир позади»

8 декабря на Netflix вышел апокалиптический триллер «Оставь мир позади» с Джулией Робертс, где семья, отправившаяся в отпуск, вынуждена столкнуться с коллапсом всей прежней жизни. Если тревога и страх перед будущим — главные эмоции человека XXI века, то кинематограф отзывается на это с большой готовностью. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, как менялся жанр фильмов о конце света на примере лучших релизов последних лет.

​​«Оставь мир позади» — экранизация одноименного романа американского писателя Румаана Алама, которую перенес на большой экран режиссер сериала «Мистер Робот» Сэм Эсмейл. Семейство Сэндфорд, супруги Аманда (Джулия Робертс), Клай (Итан Хоук) и их двое детей-подростков, снимают дорогой особняк на Лонг-Айленде, чтобы провести совместный отпуск. Но вечером первого дня на пороге их дома появляется хозяин дома Джордж (Махершала Али) вместе с дочерью Рут.

Мужчина извиняется за внезапный визит, но объясняет его электрическим коллапсом во всем Нью-Йорке, откуда он уехал, чтобы пересидеть неприятность в доме. Сэндфорды не очень рады вынужденному соседству, но соглашаются провести ночь под одной крышей. На следующий день пропадает мобильная связь и интернет, и герои оказываются оторваны от остального мира. Ощущение ужаса нарастает, когда становится понятно, что это не временный сбой, а крушение всех электронных систем, из-за чего падают самолеты и сбиваются с курса нефтяные танкеры. Постепенно становится понятно, что мир оказался на пороге своей гибели. Но как спастись героям, не понимающим, что является источником этой страшной угрозы?

Кадр из фильма «Оставь мир позади»

​​Новый фильм Эсмейла исследует мир накануне глобальной катастрофы. И режиссер, и автор оригинального романа Румаан Алам отказываются называть конкретный источник угрозы, оставляя зрителю пространство для собственных трактовок и вынуждая его теряться в догадках. Фильму в целом не столько интересно, что будет с миром после апокалипсиса, сколько важно понять, как люди переживают масштабную опасность, борясь со страхами, сомнениями и проживая разные стадии принятия неизбежного: от категорического отрицания до смиренного принятия конца.

«Оставь мир позади» не классический фильм-катастрофа в его традиционном представлении. Да, здесь есть сцены, от которых холодеет кровь, но по большей части история приглашает нас примерить на себя роль обреченных героев, которым некуда бежать и не у кого просить помощи.

Решение Эсмейла позвать на главные роли звезд драматического, а не экшен-кино, тоже кажется удачным. В фильме ни Джулии Робертс, ни Махершале Али, ни Итану Хоуку не приходится сражаться с внеземным вторжением или убегать от разбушевавшейся стихии, как это было, например, в «Дне независимости» или «Послезавтра» — эталонных примерах апокалиптического кино. История Алама работает на поле тонкого психологизма: вместе с героями зритель проживает невероятный опыт предчувствия беды, к борьбе с которой он оказывается не готов.

Акцент и зрительский фокус на внутренней реакции героев, а не на внешние обстоятельства (будь то метеорит, цунами или нашествие зомби) — достаточно частая история в кино последних лет, которая переосмысливает жанр апокалиптического кино.

Комета летит на Землю

Первым фильмом про апокалипсис считается датская картина «Конец мира» Августа Блома, вышедшая более ста лет назад — в 1916 году. В ней опасная комета падала на Землю, становясь причиной различных катаклизмов. Однако широкую популярность истории про глобальную угрозу для человечества приобрели уже после Второй мировой войны, когда стало очевидно, как хрупок мир.

Кадр из фильма «Конец мира»

Фильмы апокалиптического жанра обычно несли в себе терапевтический эффект, отзываясь на главные триггеры общества в тот или иной период истории. Например, во время Холодной войны кинематограф переносил на большой экран страх перед ядерной угрозой. После возникновения эпидемии СПИД стали особенно популярны сюжеты про загадочный вирус, способный уничтожить миллионы. Но традиционно самыми распространенными для жанра становятся истории про зомби-апокалипсис (отсчет можно вести с выхода фильма «Ночь живых мертвецов в 1968 году) и Третью мировую войну с применением оружия массового поражения. Это в свою очередь приведет к наступлению «великой скорби» — так в христианстве называется время самых страшных потрясений и страданий.

С развитием технологий стали востребованы и сюжеты про искусственный интеллект, который со временем сможет поработить человечество. На протяжении XX века жанр апокалиптических фильмов-катастроф претерпел множество трансформаций, но сохранил в себе главное — веру в то, что человек сильнее любой внешней угрозы.

Так, в 1986 году режиссер Андрей Тарковский выпустил философскую драму «Жертвоприношение», которая стала последней в его фильмографии. Главный герой фильма Александр (Эрланд Юзефсон) узнает, что миру остались считанные часы, потому что началась ядерная война. В отчаянии герой решает заключить сделку с Богом — Александр предлагает пожертвовать собой и всем своим имуществом взамен на спасение близких. В представлении Тарковского конец света — событие страшное, но отвратимое волей и верой самого человека.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские» Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские»

Дочь Марка Захарова поделилась воспоминаниями об отце

Коллекция. Караван историй
Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья Как пить алкоголь на вечеринке, чтобы не напиться и избежать похмелья

Как надо пить, чтобы чувствовать себя хорошо на празднике

VOICE
Он у меня не подарок Он у меня не подарок

Если мужчина преподносит поющую корову, вместо того чтобы изучить твой вишлист

VOICE
Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией? Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией?

Что такое мемуары и чем они отличаются от автобиографии?

ТехИнсайдер
Залечь на дно в Брабанте Залечь на дно в Брабанте

«Ферри»: комедия о становлении бандитского капитала

Weekend
Не такой уж малый Не такой уж малый

Меры поддержки кредитования МСП все еще охватывают ничтожную его часть

Монокль
Персона Персона

Рамон Паласиос-Фернандес — о том, как шить и носить лучшие bespoke-костюмы

Robb Report
Счастливы вместе Счастливы вместе

Свадьба Александра и Вики Петровых получилась грандиозной!

OK!
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
Интервью с балериной Мариинского театра Ренатой Шакировой о премьере спектакля «Анюта» Интервью с балериной Мариинского театра Ренатой Шакировой о премьере спектакля «Анюта»

Интервью с балериной Ренатой Шакировой о том, как проходили репетиции балета

СНОБ
Боевые измерения Боевые измерения

Строится орбитальная инфракрасная сеть для обнаружения гиперзвуковых целей

Наука
Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря Все хотят Настю Ивлееву — самую горячую девушку декабря

Настя Ивлеева всенародно и единогласно избрана верховной фэшн-дивой!

Собака.ru
Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска

В Cybertruck есть гораздо больше, чем угловатый дизайн и невыполненные обещания

4x4 Club
Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей

Разговор с Павлом Моряковым об импортозамещении и перспективах развития бизнеса

СНОБ
Реальность под знаком рыбы Реальность под знаком рыбы

Она — рыбка-кормилица — без всякого преувеличения, поистине Золотая рыбка

Знание – сила
Вы вернулись на маршрут Вы вернулись на маршрут

Московский ресторатор Алексей Пинский прокатился на внедорожнике Tank 500

Robb Report
Треугольник печали Треугольник печали

Как устроены любовные треугольники

Men Today
Атмосферная старина Атмосферная старина

Аутентичный, атмосферный интерьер, где много воздуха и архитектурных конструкций

Идеи Вашего Дома
Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами

Оказавшись в одной из этих стран, не забудьте внимательно перевести часы

ТехИнсайдер
Как и зачем тренировать интимные мышцы Как и зачем тренировать интимные мышцы

Рассказываем, зачем нужен вумбилдинг и как правильно тренироваться

Добрые советы
Бывшие единороги Бывшие единороги

Компании шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями

Монокль
Дух места Дух места

Новая жизнь в старой московской квартире

SALON-Interior
Дофаминовый декор: какие изменения нужно внести в интерьер, чтобы стать счастливее Дофаминовый декор: какие изменения нужно внести в интерьер, чтобы стать счастливее

Хочешь знать, каким должен быть интерьер для счастья?

VOICE
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше» Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»

Как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия

Forbes
Мы из будущего Мы из будущего

Кто же такие эти промт-дизайнеры или AI-тренеры?

ТехИнсайдер
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х

Чем был знаменит Андрей Константинов и как он создавал «Бандитский Петербург»

Psychologies
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Смех – подарок культуры Смех – подарок культуры

Арсений Дежуров напоминает: человека от животного отличает способность смеяться

Правила жизни
Открыть в приложении