Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБКультура

Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России и с чего началось культурное противостояние Перми и Екатеринбурга, рассказывает Наиля Аллахвердиева — директор Музея современного искусства PERMM, победителя премии «Сноба» в номинации «Городская среда».

Текст: Юля Крюкова

Какие основные тенденции вы видите в российском современном искусстве?

В последние несколько лет в России шел масштабный динамичный процесс, благодаря которому появились такие крупные музеи современного искусства, как «Гараж» и «ГЭС-2». Мы все возлагали огромные надежды на открытость страны, масштабирование международной коммуникации и, самое главное, включение России в некий международный контекст.

Все это в один момент закончилось. Система современного искусства оказалась в замороженном состоянии.

В чем это выражается?

В Москве появилось ощущение сжатости культурных событий — отменяются выставки, некоторые институции не работают в прежнем режиме, чувствуется разрыв отношений с людьми, которые уехали и исчезли из культурного поля города. Есть зияющие дыры, которые пока не закрыты.

Россия выключилась из международного взаимодействия. Мы перестали ориентироваться на западный мир, а работа с Востоком у нас не выстроена. Это не значит, что мы против сотрудничества с Китаем или Индией. В нашем музее мы многократно возвращались к идее сделать большую выставку китайского искусства, тем более что это один из мировых трендов последних двадцати лет. Хотелось бы видеть в PERMM произведения таких художников, как Сюй Бин, Лю Вей, Чжан Хуань. Но дело не в звездах — это мог бы быть и сборный проект молодых художников. Тем не менее финансово, экономически, логистически потянуть азиатский проект в тысячу раз труднее, чем европейский. К тому же в Азии поддержка культурных проектов фондами значительно слабее, чем в Европе и Америке.

Яркий пример — представленность в России атташе по культуре и центров, поддерживающих искусство, при посольствах. На протяжении последних двадцати лет мы активно работали с Французским институтом, Британским советом, Посольством Нидерландов, Посольством Финляндии и так далее. Огромное количество продвигающих культуру площадок от посольств и представительств других стран были открыты в России для сотрудничества. Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» давал нам выходы на контакты в Шанхае, потому что у этого проекта есть сеть по всему миру, и благодаря его поддержке можно было выйти на представителей современного искусства, например, в Китае.

Любая попытка взаимодействия с посольством Японии наталкивается на то, что их кроме Москвы совсем ничего не интересует, и ясной и прозрачной системы поддержки увидеть невозможно — не понятно, как и с кем на этот счет взаимодействовать. Что касается посольства Китая — это тоже непроницаемая система. И все это создает барьеры для выстраивания культурных отношений со странами Востока.

Пока мы не настроим коммуникацию с профессиональным арт-сообществом в странах Азии, нам будет сложно навести мосты. Так что Россия находится в ситуации серьезной трансформации, выработки новых стратегий.

Какие задачи нужно решить в первую очередь?

Создать устойчивые системы, которые позволят оставшимся в стране художникам сориентироваться в новой ситуации и сохранить себя. Переориентироваться на российское искусство и попробовать его продюсировать — помогать художникам расти и создавать портфолио. Раньше на это не хватало ресурсов и возможностей, хотелось все время вливаться в международный контекст. Сейчас у художников появился шанс на поддержку, которой всегда недоставало. Пока снова не откроются международные возможности, есть сложная, но неплохая практическая задача — спродюсировать российское искусство, дать ему подрасти, набрать силу.

Предвосхищая скептические замечания о том, что искусство не может развиваться вне международного контекста, поясню свою позицию: художники могут говорить о современности и рассказывать о том, что их волнует. И это в любом случае отражение нашей действительности.

А что происходит с современным искусством в регионах?

За счет «замирания» системы современного искусства регионы смогли стать заметнее. Кажется, будто столицы в культурном поле становится меньше, а страны — больше. Москва перетягивала на себя всё внимание и ресурсы, проекты за ее пределами всегда были ориентированы на столичные тренды. Сейчас появилась тенденция к локализации культурных процессов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Дела» врачей «Дела» врачей

Есть ли кто ближе к телу правителя, чем личный врач?

Дилетант
Революция Ноама Хомского Революция Ноама Хомского

7 декабря 2023 года исполняется 95 лет Ноаму Хомскому

Наука
Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!» Юрий Стоянов: «Чувства юмора у искусственного интеллекта не будет никогда!»

Юрий Стоянов о перезагрузке карьеры, увлечении ножами и пользе от интернета

СНОБ
Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии» Наталья Оксентюк: «В каждом из нас живет внутренний родитель, взрослый и ребёнок. И важно, чтобы они были в гармонии»

Кто такие внутренний родитель, взрослый и ребенок?

Здоровье
Авиаторг уместен Авиаторг уместен

Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний»

Монокль
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
10 неожиданных вопросов к Адель Вейгель 10 неожиданных вопросов к Адель Вейгель

Модель и блогер Адель Вейгель рассказала, как люди причиняли ей боль

VOICE
Требуется производство! Требуется производство!

Интеллектуальные цифровые платформы могут повысить эффективность промышленности

Монокль
Танки на колесах Танки на колесах

Есть ли перспектива у так называемых «колесных танков»?

Обозрение армии и флота
Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь» Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь»

Актер Милош Бикович — о ностальгии и «ярмарке тщеславия»

VOICE
Бывшие единороги Бывшие единороги

Компании шеринговой экономики столкнулись с серьезными трудностями

Монокль
Александр Мизёв Александр Мизёв

Харизматичный фрешмен Александр Мизёв намерен серьезно удивить

Собака.ru
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет

К моржеванию и даже окунанию в прорубь необходимо готовиться сильно заранее

ТехИнсайдер
5 фильмов о материнской любви 5 фильмов о материнской любви

Нет на свете большей силы, чем сила материнской любви

Psychologies
Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый Как завязывать галстук: 4 простых способа, с которыми справится каждый

Как завязать галстук (и даже галстук-бабочку!) разными способами и без стресса

ТехИнсайдер
Софт-минимализм Софт-минимализм

Квартира, которая подкупает своим спокойствием и простотой

Идеи Вашего Дома
Как есть больше белка: простые советы, которые помогут сделать питание полноценным, а тело - подтянутым Как есть больше белка: простые советы, которые помогут сделать питание полноценным, а тело - подтянутым

Как повысить потребление белка без резких перемен в меню

VOICE
Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих Нет радости от жизни, ничего не хочу: что такое ангедония и почему она есть у многих

Нет сил вставать с кровати, не хочешь путешествовать, встречаться с друзьями

VOICE
Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование Могут ли седые волосы снова стать «цветными»: любопытное исследование

Возможно, в будущем нам не придется закрашивать седину

ТехИнсайдер
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы Дрожжи-снежинки. Искусственно созданные многоклеточные организмы

Один из важнейших этапов развития жизни – появление многоклеточных организмов

Наука и техника
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Приходят с холодами Приходят с холодами

9 болезней, которые зимой неожиданно обостряются

Лиза
Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше» Директор «Нужна помощь» Елизавета Васина — Forbes: «Люди не стали жертвовать меньше»

Как развивать благотворительность на фоне снижения пожертвований и доверия

Forbes
Алексей Мартынцев: «Кибербезопасность — это процесс, а не результат» Алексей Мартынцев: «Кибербезопасность — это процесс, а не результат»

Кибератаки на российские предприятия становятся все более профессиональными

РБК
Плюсы минуса Плюсы минуса

Варианты отдыха для тех, кто не хочет сидеть на месте

Men Today
Вместо селедки под шубой и бутербродов с икрой: что едят на Новый год в разных странах Вместо селедки под шубой и бутербродов с икрой: что едят на Новый год в разных странах

Чем питаются на Новый год иностранцы?

ТехИнсайдер
Дешево и сердито Дешево и сердито

Дискаунтеры захватывают российский рынок

Агроинвестор
Открыть в приложении