Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБКультура

Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России и с чего началось культурное противостояние Перми и Екатеринбурга, рассказывает Наиля Аллахвердиева — директор Музея современного искусства PERMM, победителя премии «Сноба» в номинации «Городская среда».

Текст: Юля Крюкова

Какие основные тенденции вы видите в российском современном искусстве?

В последние несколько лет в России шел масштабный динамичный процесс, благодаря которому появились такие крупные музеи современного искусства, как «Гараж» и «ГЭС-2». Мы все возлагали огромные надежды на открытость страны, масштабирование международной коммуникации и, самое главное, включение России в некий международный контекст.

Все это в один момент закончилось. Система современного искусства оказалась в замороженном состоянии.

В чем это выражается?

В Москве появилось ощущение сжатости культурных событий — отменяются выставки, некоторые институции не работают в прежнем режиме, чувствуется разрыв отношений с людьми, которые уехали и исчезли из культурного поля города. Есть зияющие дыры, которые пока не закрыты.

Россия выключилась из международного взаимодействия. Мы перестали ориентироваться на западный мир, а работа с Востоком у нас не выстроена. Это не значит, что мы против сотрудничества с Китаем или Индией. В нашем музее мы многократно возвращались к идее сделать большую выставку китайского искусства, тем более что это один из мировых трендов последних двадцати лет. Хотелось бы видеть в PERMM произведения таких художников, как Сюй Бин, Лю Вей, Чжан Хуань. Но дело не в звездах — это мог бы быть и сборный проект молодых художников. Тем не менее финансово, экономически, логистически потянуть азиатский проект в тысячу раз труднее, чем европейский. К тому же в Азии поддержка культурных проектов фондами значительно слабее, чем в Европе и Америке.

Яркий пример — представленность в России атташе по культуре и центров, поддерживающих искусство, при посольствах. На протяжении последних двадцати лет мы активно работали с Французским институтом, Британским советом, Посольством Нидерландов, Посольством Финляндии и так далее. Огромное количество продвигающих культуру площадок от посольств и представительств других стран были открыты в России для сотрудничества. Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» давал нам выходы на контакты в Шанхае, потому что у этого проекта есть сеть по всему миру, и благодаря его поддержке можно было выйти на представителей современного искусства, например, в Китае.

Любая попытка взаимодействия с посольством Японии наталкивается на то, что их кроме Москвы совсем ничего не интересует, и ясной и прозрачной системы поддержки увидеть невозможно — не понятно, как и с кем на этот счет взаимодействовать. Что касается посольства Китая — это тоже непроницаемая система. И все это создает барьеры для выстраивания культурных отношений со странами Востока.

Пока мы не настроим коммуникацию с профессиональным арт-сообществом в странах Азии, нам будет сложно навести мосты. Так что Россия находится в ситуации серьезной трансформации, выработки новых стратегий.

Какие задачи нужно решить в первую очередь?

Создать устойчивые системы, которые позволят оставшимся в стране художникам сориентироваться в новой ситуации и сохранить себя. Переориентироваться на российское искусство и попробовать его продюсировать — помогать художникам расти и создавать портфолио. Раньше на это не хватало ресурсов и возможностей, хотелось все время вливаться в международный контекст. Сейчас у художников появился шанс на поддержку, которой всегда недоставало. Пока снова не откроются международные возможности, есть сложная, но неплохая практическая задача — спродюсировать российское искусство, дать ему подрасти, набрать силу.

Предвосхищая скептические замечания о том, что искусство не может развиваться вне международного контекста, поясню свою позицию: художники могут говорить о современности и рассказывать о том, что их волнует. И это в любом случае отражение нашей действительности.

А что происходит с современным искусством в регионах?

За счет «замирания» системы современного искусства регионы смогли стать заметнее. Кажется, будто столицы в культурном поле становится меньше, а страны — больше. Москва перетягивала на себя всё внимание и ресурсы, проекты за ее пределами всегда были ориентированы на столичные тренды. Сейчас появилась тенденция к локализации культурных процессов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иосиф Бродский Иосиф Бродский

Бродский — поэт ресентимента

Дилетант
«Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались «Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались

Про уголовное дело, быт в тайской тюрьме и планы на будущее

Forbes
Желудочный тракт Желудочный тракт

Любая дорога для настоящего гурмана — путь наслаждений

СНОБ
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Как и зачем тренировать интимные мышцы Как и зачем тренировать интимные мышцы

Рассказываем, зачем нужен вумбилдинг и как правильно тренироваться

Добрые советы
Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека» Сергей Шумский: «У роботов не будет инстинкта власти, как у человека»

Минувший год имеет шансы войти в историю как время взрывного роста нейросетей

РБК
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Федерико Арнальди: «Я не могу без любви» Федерико Арнальди: «Я не могу без любви»

Федерико Арнальди – о вкусной еде, русских девушках и любви

Добрые советы
16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему подростковые банды возникли именно в Казани и кто такой Роберт Гараев?

Maxim
Неврозы, психозы и радость жизни: простой совет психиатра Неврозы, психозы и радость жизни: простой совет психиатра

Чем отличается невроз от психоза и возможно ли счастье с диагнозом?

Psychologies
(Не)сладкая история (Не)сладкая история

5 простых советов, которые помогут снизить риск диабета

Лиза
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории Ночь в музее, «комната Афродиты» и «зона похоти»: самые роскошные новогодние корпоративы в истории

Самые необычные новогодние вечеринки — как зарубежные, так и российские

Правила жизни
«Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии» «Искусственный интеллект задает основнои вектор нашеи стратегии»

Андрей Белевцев о том, каким он видит будущее AI и о нейроинтерфейсах

Деньги
«Джеймс Уэбб» получил изображение сверхновой: она похожа на новогодний шар «Джеймс Уэбб» получил изображение сверхновой: она похожа на новогодний шар

Звезда Cas A взорвалась на расстоянии 11 000 световых лет от Земли

ТехИнсайдер
5 фильмов о материнской любви 5 фильмов о материнской любви

Нет на свете большей силы, чем сила материнской любви

Psychologies
Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией? Проверка для интеллигентов! В чем разница между мемуарами и автобиографией?

Что такое мемуары и чем они отличаются от автобиографии?

ТехИнсайдер
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
«75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах «75% гостей — женщины»: ресторатор Ксения Механик о гастроиндустрии и стереотипах

Ресторатор Ксения Механик — почему гендерные предрассудки мешают всем

Forbes
Хибины. Таинственное чудо Севера Хибины. Таинственное чудо Севера

Красоты и тайны Хибин, расположенных на Кольском полуострове

Зеркало Мира
Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам Как родить здорового ребенка: ответы на топ-5 вопросов всех будущих мам

У будущих мам всегда много вопросов о здоровье — своем и малыша

Psychologies
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
Что делать, если у вас чешутся глаза Что делать, если у вас чешутся глаза

Почему возникает зуд в глазах и почему их ни в коем случае нельзя тереть

ТехИнсайдер
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены

Нино Шаматава собирает архивную коллекцию-ресерч на Петровском бульваре

Собака.ru
Корфы Корфы

Древний род Корфов оставил в российской истории заметный след

Дилетант
7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно 7 опасных привычек водителя, от которых надо избавляться, пока не поздно

Перечисляем неочевидные моменты, которых стоит категорически избегать за рулем

Maxim
Как есть больше белка: простые советы, которые помогут сделать питание полноценным, а тело - подтянутым Как есть больше белка: простые советы, которые помогут сделать питание полноценным, а тело - подтянутым

Как повысить потребление белка без резких перемен в меню

VOICE
Ужасная красавица Ужасная красавица

Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты

ТехИнсайдер
Открыть в приложении