От Пхеньяна до Сеула. И обратно
Ситуация на фронтах Корейской войны менялась с калейдоскопической скоростью, каждая из противоборствующих сторон неоднократно оказывалась на грани полного разгрома.
Корейские качели
Условно эту войну можно разделить на четыре этапа. В ходе первого, сразу после вторжения, удача была на стороне Корейской народной армии (КНА). Ни Южная Корея, ни (что в той ситуации было важнее) американское военное командование на Тихом океане не предполагали возможности широкомасштабного вторжения. Южнокорейские войска были разгромлены за несколько дней. КНА захватила Сеул и стала быстро продвигаться вглубь южнокорейской территории. Вскоре войска Южной Кореи и направленные им в поддержку из Японии американские части могли контролировать только так называемый пусанский периметр, район вокруг крупного порта, находившегося на самом юге страны. Этот 230-километровый «периметр» составлял лишь около 10 процентов территории страны.
Однако уже 25 июня 1950 года Соединённым Штатам, которые воспользовались тем, что советский представитель бойкотировал заседания Совбеза, удалось провести резолюцию, в которой войска полутора десятков стран, решивших вступить в войну на стороне Южной Кореи, получили статус войск ООН. В этом качестве США и вступили в боевые действия. Начало было чрезвычайно неудачным. В битве при Осане, первом значительном бое американской армии, был фактически уничтожен авангард переброшенной из Японии 24-й пехотной дивизии. Этот батальон попытался атаковать с ходу, не располагая противотанковыми средствами. Последующие сражения были просто катастрофой для американского соединения. Его потери составили 3602 убитых и раненых. 2962 военнослужащих были взяты в плен. Был пленён и командир 24-й дивизии генерал-майор Уильям Дин.
Впрочем, знаменитый генерал Дуглас Макартур, назначенный в июле командовать войсками ООН в Корее, использовал эти тяжёлые бои, чтобы накопить силы в «пусанском периметре». К сентябрю 1950-го американцы уже существенно превосходили КНА в численности, не говоря уже о серьёзном превосходстве в танках и полном контроле воздушного пространства.
Второй этап Корейской войны начался 15 сентября знаменитым десантом в Инчхоне, портовом городе в нескольких десятках километров от Сеула. 1-я дивизия морской пехоты и 4-я пехотная дивизия без труда взяли Инчхон и стали стремительно развивать наступление, в результате которого соединения КНА оказались отрезаны от северной части полуострова, своих основных баз снабжения. Параллельно американцы беспощадно бомбили всю северокорейскую территорию. Ежедневно совершалось до 40 боевых вылетов. Было разрушено 32 моста, большое количество складов, баз хранения нефтепродуктов. Уже 1 октября 1950 года северокорейская армия оказалась отброшена за 38-ю параллель. От сил вторжения осталось не более 25 тысяч солдат. 19 октября войсками ООН был взят Пхеньян, столица Северной Кореи. К концу октября в плен сдались 135 000 северокорейских солдат и офицеров. Войска КНДР откатились практически до китайской границы. Ким Ир Сен умолял Сталина и Мао Цзэдуна о немедленной помощи. При этом генерал Макартур, уже праздновавший победу, убедил президента Трумэна, что риск китайского вторжения в Корею невелик. Более того, он заверил хозяина Белого дома, что «если китайцы попытаются добраться до Пхеньяна, будет самая большая бойня».