Есть только МиГ
Начну с личного. В 80-е годы прошлого столетия я писал кандидатскую диссертацию. Пришлось основательно изучить мемуары политической и военной элиты ФРГ. Из таких публикаций вытекало, что именно Корейская война явилась мощнейшим аргументом официального Бонна для воссоздания армии ФРГ, вступления этой страны в НАТО.
Тогда такие мемуары можно было прочитать на языке оригинала только в спецхране. Мне помогло знание немецкого. Я перевёл наиболее значимые пассажи из мемуаров на русский язык и показал их своему руководителю, профессору БГУ Давиду Борисовичу Мельцеру. Ознакомившись с материалами, учитель сказал буквально следующее: «Миша, ты открыл мне правдивую историю Корейской войны».
Радиосвязь по-корейски. Как-то один российский журналист задал вопрос участнику Корейской войны Сергею Крамаренко: «Если СССР официально не вступил в войну, то как скрывалось участие наших лётчиков в боях в Корее?»
Крамаренко ответил: «На наши МиГ-15 были нанесены опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Каждому лётчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого нам раздали бумажки, на которых были записаны команды на корейском языке русскими буквами. Мы пытались их заучить наизусть, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе».
А вот советская историография до горбачёвской перестройки не признавала ряда узловых вещей: того, что Север напал на Юг, что советские военные лётчики участвовали в воздушных боях, что Корейская война очень противоречиво повлияла на формирование архитектуры международной безопасности. Приплюсуем сюда поражение в информационной войне, имиджевые потери.
Вместе с тем существовали и важные вещи другого порядка, неразрывно связанные с вписыванием советской военной авиации в глобальный технологический тренд.
Советская авиация участвовала в Корейской войне с 1 ноября 1950 года по 27 июля 1953 года.
Противостояние истребителей
Все три года войны в воздухе центральное место занимало противостояние пилотов ВВС СССР и США. Советские лётчики входили в состав 64-го особого авиационного истребительного корпуса. Они в основном летали на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-15бис, которые выпускала военная промышленность СССР. Эти истребители были новейшими, очень современными.