«Одним меньше стало»
Сто лет назад, 21 января 1924 года, умер Владимир Ленин. Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства? О них свидетельствуют недавно рассекреченные документы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб) и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб).
Смерть вождя российской революции, последовавшая, по официальным данным, в подмосковных Горках в 18 часов 50 минут 21 января 1924 года, стала для страны настоящим шоком. Многие просто отказывались верить правительственному сообщению о кончине Ленина, которое начало распространяться в Петрограде вечером 22 января. Похороны Владимира Ильича состоялись днём 27 января 1924 года в Москве на Красной площади, где к тому моменту уже был приготовлен временный деревянный Мавзолей. В этот день, который объявили днём «Всесоюзных похорон тов. В. И. Ленина», многотысячные демонстрации состоялись в различных городах страны. Так, в Петрограде, который уже был накануне постановлением II Съезда Советов СССР переименован в Ленинград, в траурном шествии, по данным Григория Зиновьева, приняло участие 700 тысяч человек.
Если отношение к смерти вождя со стороны рабочих крупных петроградских предприятий особого беспокойства у представителей партийной верхушки не вызывало, то память об антибольшевистской позиции Викжеля (профсоюз железнодорожников) ещё времён Октябрьского переворота заставляла пристально наблюдать за мнениями рабочих и служащих-железнодорожников. Им в чекистских сводках уделено большое внимание.
«По поводу смерти тов. Ленина, — говорится в одной из них, — среди служащих и рабочих Окт. ж.д. создались различные толки. Большинство рабочих выражает искренне сожаление о смерти тов. Ленина. У иных создалось мнение, что тов. Ленина заменит тов. Троцкий и последнему выражают недоверие. …
Причём со стороны некоторых лиц наблюдались нижеследующие злобные выпады: 1. На ст. Колпино 23/1 старш. телеграфист этой ст. гр-н Панкратьев в присутствии сторожа станции гр-на Янцевича, сказал: “чёрт с этим Лениным туда ему и дорога”, причём сторож Янцевич с Панкратьевым соглашался.
2. На той же ст. гр. Тимофеев (собственник дома на ст. Колпино) в присутствии гр. Васильевой, прож. Колпино, Петр. улица, 14 кв. 23 сказал “туда ему (Ленину) и дорога, на его место много найдётся выходцев”.
3. Ст. осмотрщик сл. Тяги ст. Тосно 2-гр. гр. Коптин и Шимский злобствовали по случаю смерти тов. Ленина, говоря: “чёрт с ним, одним меньше стало, он, Ленин, не своей смертью умер а его отравили доктора”…».
В одной из сводок Петроградского ГПУ нашли отражение сведения о настроениях представителей офицерства, коммерсантов и интеллигенции:
«В связи с известием о смерти В. И. Ленина в широких кругах общества создаётся определённое мнение, что это глубокая невозвратимая потеря. Это мнение общее, но выводы из него разные и в этом отношении наблюдаются следующие группировки:
1) Публика аполитичная, внепартийная, глубоко сожалеет и задаёт себе вопрос — как это отразится на общем раскладе жизни политической, в связи с этим, и экономической.
2) Коммерческие круги делятся на две подгруппы: а) убеждённые, что в связи со смертью т. Ленина и уходом тов. Троцкого партия пошатнулась, и возлагающие надежды на движение с Запада, б) убеждённые, что партия крепка и движения с Запада не будет. И та, и другая группа опасаются полевения в финансовой политике.
3) Бывшие офицеры и прикосновенные к политической деятельности учитывают:
а) смерть Ленина, как гибель сдерживающего начала в партии, что в связи с оппозицией Троцкого даёт надежды на раскол партии. Популярность Ленина в крестьянстве, которое будет реагировать на его смерть отрицательным образом и к партии и другим главенствующим лицам;
б) уход Троцкого, как показание раскола и вера в то, что он будет иметь большое значение, как ведущий ставку на молодёжь, со смертью Ленина он один был популярен;
в) определённое ожидание весной движения с Запада, где вместо всяких генералов выдвинется “Царь-Орёл” (земля у крестьян, сбавка налогов и т.п.), к тому же, “раз здесь нет флага, он есть на Западе”. В связи с этим одни боятся террора, другие считают, что пусть будет террор, но действовать нужно».
Не обошли вниманием чекисты и отклики со стороны новой буржуазии — нэпманов:
«Нэпманы с благодарностью отзываются о Ленине, давшем возможность торговать, но боятся, что сейчас положение может измениться и нэпманов начнут прижимать. Также говорят, что если бы тов. Ленин был жив и здоров, то не было бы партийных горячих дискуссий, он сумел бы поставить каждого на своё место, однако вскользь указывается, что со смертью Ильича боятся больших разногласий внутри РКП и что такое разногласие может привести к нежелательным результатам… досужие люди гадают — кто будет замещать тов. Ленина, одни называют тов. Каменева, другие тов. Зиновьева».