Как на самом деле жили женщины в допетровскую эпоху?

ForbesРепортаж

Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси

Когершын Сагиева

Константин Маковский, «Боярский свадебный пир», XIX век (фрагмент)

Сексуальная жизнь на Руси была совсем не такой, какой мы ее себе представляем. Оказывается, женщины могли сгорать от «разжения плоти», самостоятельно выбирать себе мужей и не всегда хранили целомудрие. Редактор Forbes Woman Когершын Сагиева поговорила с соавтором книги «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» Натальей Серегиной о том, как на самом деле жили женщины в допетровскую эпоху.

Книга «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2023 году. Ее авторы, этнограф Надежда Адамович и журналист Наталья Серегина провели совместное исследование, посвященное личной и интимной жизни на Руси. И хотя основная часть их работы описывает быт и нравы в допетровскую эпоху, зачастую авторы упоминают XIX-й и XX век, чтобы продемонстрировать, как прошлое влияет на нас сегодня.

Наталья Серегина, соавтор книги «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство»

— Была ли интимная жизнь на Руси не только «ради продления рода, и если да, то откуда вам это стало известно?

— Очень большой пласт сведений об интимной жизни на Руси сохранили церковные источники, в частности, епитимийники (епитимья или епитимия — вид церковного наказания для мирян, — Forbes Woman). В них было расписано, как и о чем священник должен спрашивать паству, чтобы выяснить, грешили люди или нет, и как именно наказывать, если грешили. Поэтому на исповедях священники задавали вопросы женщинам в таких деталях, от которых мы и сегодня бы сквозь землю провалились. Практически «русская Камасутра», понимаете? Индийская отдыхает.

Например, прихожанка говорит: «Грешна, батюшка». Тогда священник выясняет конкретный грех и назначает наказание, за него полагающееся: тайное — молитву, милостыню, или публичное — приходить в церковь и стоять, а мимо тебя проходят односельчане и понимают, что ты серьезно провинилась. Такого наказания не избежал даже Иван Грозный — за четвертый брак решением Собора 1575 года на него наложили епитимию. Царю предписывалось поститься, молиться и «плакать коленопреклоненно до конца жизни».

А, собственно, почему священники так активно боролись с грехом? Потому что на Руси была кипучая интимная жизнь.

— Но как же представление о том, что на Руси все было чинно, мирно, благородно, а девушки сидели в теремах?

— Данное представление сложилось примерно в XIX веке, когда историки, скажем так, натянули на всю Россию «домостроевскую» картину. «Домострой» и «домостроевские традиции» сложились под влиянием византийских поучений (а написал его русский протопоп Сильвестр). Это был свод правил, который в дальнейшем представители элит пытались на себя примерить. Тогда Москва активно строила «Третий Рим» (концепция, утверждающая, что Московское княжество является преемником Римской империи и Византии, — Forbes Woman). А знатные люди на Руси старались подражать знати Византии, так же, как много столетий спустя говорили на французском и одевались по французской моде. Поэтому боярышни, может, в теремах и сидели, но остальные ходили в баню друг с другом. Это сейчас все включили телевизор и услышали, как надо жить. А тогда — в деревнях и селах веками ничего не менялось. Ну, ходит сельский священник, ругается. Такая у него работа. Кстати, за совместные походы в баню епитимийники, как ни странно, не ругали.

— С другой стороны, про ночь Ивана Купалы многие в курсе: молодые люди через костер прыгали, а потом уединялась. Это ваше исследование подтверждает?

— Нестору Летописцу мы благодарны за ту картинку, которая вошла в живопись, потом в фильмы, можно сказать, проникла в самую плоть нашей культуры. Он писал в «Повести временных лет» о том, как собирались на поляне вятичи, северяне, радимичи и творили всякие непотребства в праздники, в том числе на Ивана Купалы. Нестор Летописец, как мы с вами понимаем, это православный монах. И пишет он, в том числе, чтобы показать, как плохо жили до принятия христианства.

При Иване Грозном был такой документ «Стоглав» — это сборник решений Стоглавого собора 1551 года, касавшихся в том числе и нравственности. Вот цитата: «сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление». Несмотря на принятие христианства, языческие праздники продолжали отмечать, как и в старину. Хотя это уже были не такие далекие от нас времена.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении