Девки не сидели в теремах: какой была интимная жизнь на Руси
Сексуальная жизнь на Руси была совсем не такой, какой мы ее себе представляем. Оказывается, женщины могли сгорать от «разжения плоти», самостоятельно выбирать себе мужей и не всегда хранили целомудрие. Редактор Forbes Woman Когершын Сагиева поговорила с соавтором книги «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» Натальей Серегиной о том, как на самом деле жили женщины в допетровскую эпоху.
Книга «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» в 2023 году. Ее авторы, этнограф Надежда Адамович и журналист Наталья Серегина провели совместное исследование, посвященное личной и интимной жизни на Руси. И хотя основная часть их работы описывает быт и нравы в допетровскую эпоху, зачастую авторы упоминают XIX-й и XX век, чтобы продемонстрировать, как прошлое влияет на нас сегодня.
— Была ли интимная жизнь на Руси не только «ради продления рода, и если да, то откуда вам это стало известно?
— Очень большой пласт сведений об интимной жизни на Руси сохранили церковные источники, в частности, епитимийники (епитимья или епитимия — вид церковного наказания для мирян, — Forbes Woman). В них было расписано, как и о чем священник должен спрашивать паству, чтобы выяснить, грешили люди или нет, и как именно наказывать, если грешили. Поэтому на исповедях священники задавали вопросы женщинам в таких деталях, от которых мы и сегодня бы сквозь землю провалились. Практически «русская Камасутра», понимаете? Индийская отдыхает.
Например, прихожанка говорит: «Грешна, батюшка». Тогда священник выясняет конкретный грех и назначает наказание, за него полагающееся: тайное — молитву, милостыню, или публичное — приходить в церковь и стоять, а мимо тебя проходят односельчане и понимают, что ты серьезно провинилась. Такого наказания не избежал даже Иван Грозный — за четвертый брак решением Собора 1575 года на него наложили епитимию. Царю предписывалось поститься, молиться и «плакать коленопреклоненно до конца жизни».
А, собственно, почему священники так активно боролись с грехом? Потому что на Руси была кипучая интимная жизнь.
— Но как же представление о том, что на Руси все было чинно, мирно, благородно, а девушки сидели в теремах?
— Данное представление сложилось примерно в XIX веке, когда историки, скажем так, натянули на всю Россию «домостроевскую» картину. «Домострой» и «домостроевские традиции» сложились под влиянием византийских поучений (а написал его русский протопоп Сильвестр). Это был свод правил, который в дальнейшем представители элит пытались на себя примерить. Тогда Москва активно строила «Третий Рим» (концепция, утверждающая, что Московское княжество является преемником Римской империи и Византии, — Forbes Woman). А знатные люди на Руси старались подражать знати Византии, так же, как много столетий спустя говорили на французском и одевались по французской моде. Поэтому боярышни, может, в теремах и сидели, но остальные ходили в баню друг с другом. Это сейчас все включили телевизор и услышали, как надо жить. А тогда — в деревнях и селах веками ничего не менялось. Ну, ходит сельский священник, ругается. Такая у него работа. Кстати, за совместные походы в баню епитимийники, как ни странно, не ругали.
— С другой стороны, про ночь Ивана Купалы многие в курсе: молодые люди через костер прыгали, а потом уединялась. Это ваше исследование подтверждает?
— Нестору Летописцу мы благодарны за ту картинку, которая вошла в живопись, потом в фильмы, можно сказать, проникла в самую плоть нашей культуры. Он писал в «Повести временных лет» о том, как собирались на поляне вятичи, северяне, радимичи и творили всякие непотребства в праздники, в том числе на Ивана Купалы. Нестор Летописец, как мы с вами понимаем, это православный монах. И пишет он, в том числе, чтобы показать, как плохо жили до принятия христианства.
При Иване Грозном был такой документ «Стоглав» — это сборник решений Стоглавого собора 1551 года, касавшихся в том числе и нравственности. Вот цитата: «сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление». Несмотря на принятие христианства, языческие праздники продолжали отмечать, как и в старину. Хотя это уже были не такие далекие от нас времена.