О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – силаИстория

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

Павел Полян

Не только люди отмечают юбилеи: бывают они и у отдельных направлений в науке. Середина 1920‑х годов – время расцвета дазиметрического метода в картографии. Используя максимально точные данные, метод дает возможность наиболее приближенного к реальности отражения плотности населения как на сравнительно небольших, так и на достаточно обширных территориях. У истоков развития данного направления стоял один из видных российских географов – Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский. Обращаясь к исследованию вопросов динамики изменения плотности населения, участвуя в проекте по проведению переписи, В. П. Семенов‑Тян-Шанский вполне естественно приходил также к необходимости обращения к смежным с географией дисциплинам, и, в частности, значительное внимание уделял вопросам топонимики.

Сегодня известный публицист, ведущий сотрудник Института географии, доктор географических наук, профессор Павел Маркович Полян – биограф и исследователь трудов В. П. Семенова-Тян-Шанского – рассказывает нам о жизни и деятельности этого выдающегося географа. В настоящее время под руководством П. М. Поляна готовится новое издание произведений В. П. Семенова-Тян-Шанского. По словам Павла Марковича, Вениамин Петрович был не просто исследователем, всецело посвятившим жизнь научному познанию действительности, но также человеком прекрасно образованным и разносторонним, личностью ренессансного типа. Этот ученый блестяще знал несколько языков, прекрасно разбирался в литературе, сам был поэтом и интересным художником, автором десятков картин для созданного им в 1919 году в Петрограде Центрального Географического музея. Круг научных интересов Вениамина Петровича был необыкновенно широк – от геологии и палеонтологии до теоретических проблем географии, кроме того, при изучении вопросов состава населения ему приходилось обращаться и к результатам филологических изысканий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Павла Поляна об одном из аспектов деятельности этого выдающегося исследователя, внесшего весьма значительный вклад в развитие российской географической науки.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский с женой Верой Владимировной

Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский (даты жизни – 1870—1942, до 1906 года – Семенов) – общепризнанный классик российской географии и сын другого великого русского географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827—1914) – сенатора, путешественника, участника крестьянской реформы и коллекционера голландской живописи.

Самого Вениамина Петровича как географа прославили главные его детища – издательская серия «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», Центральный географический музей, дазиметрические карты, а также труды в области антропогеографии и теоретической географии.

После революции Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский – профессор географии нескольких петроградских вузов, организатор и директор Центрального географического музея в Ленинграде. Сам музей замышлялся им как музей-парк мировой географии – своего рода монитор в мир. Он производил сильное впечатление даже на далеких от географии людей. В 14 больших залах разместились тысячи экспонатов, в том числе исполненные самим исследователем – около 160 уникальных, собственноручно вычерченных карт, а также около 140 больших живописных картин и этюдов, показывающих ландшафт и природу различных широтных зон.

Рукопись В.П. Семенова-ТянШанского

В своих работах Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский сближал географию и искусство совершенно сознательно. И географ-ландшафтовед, и художник-пейзажист – оба мыслят, по его представлениям, географическими образами, и оба занимаются выявлением в них типических и уникальных черт: только художник при этом артистичен и субъективен, а географ – объективен и научен. «География, – писал ученый, – способна захватить нас до самозабвения и подвигнуть на величайшие создания в области поэтического творчества». В этом проявились свойственные исследователю высокое чувство Земли и императивный космополитизм обитателя планеты, сознание своей корневой связи с нею, преклонение перед ее красотой.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский превосходно и глубоко знал русскую литературу, живопись и музыку. В его книгах и статьях во множестве рассыпаны самые различные стихотворные и прозаические цитаты, особенно частые из Пушкина, Гоголя и Чехова. О Гоголе и географии он написал отдельную статью и, как бы перемигиваясь с автором «Арабесок», в 1938 году написал книгу для детского чтения под названием «Географические арабески», представляющую собой популярную сводку материалов первого тома «Большого Советского Атласа Мира». Венцом всей научной деятельности В. П. Семенова-Тян-Шанского, его многолетних теоретических размышлений является учебное пособие для высшей школы «Район и страна» (М.; Л., 1928). Эта книга позволяет говорить о нем как о родоначальнике российской теоретической географии (или, как он ее называл, геософии).

Важнейшей особенностью Вениамина Петровича как географа была, во‑первых, широта его научных интересов и, во‑вторых, тяга к междисциплинарным исследованиям. Его труды по русской и глобальной топонимике – т. е. совокупности географических названий России и мира, – как раз из этого разряда. Топонимический репертуар у самого Вениамина Петровича как у географа поистине огромен и всеохватен: это не удивительно, коль скоро он одинаково хорошо мыслил и урочищами, и глобально.

В настоящее время следует отметить и тот общий вклад, который В. П. Семенов‑Тян-Шанский внес в отечественную топонимику как аналитическую дисциплину, родоначальником которой, как известно, был его отец. Сам Вениамин Петрович еще в 1904— 1907 годах принял участие в работе по транскрипции названий на создававшейся тогда 40‑верстной карте Европейской России и возглавлял комиссию Института геодезии и картографии по установлению географических названий. На Международном географическом конгрессе в Риме, где В. П. Семенов‑Тян-Шанский был избран одним из почетных иностранных вице-президентов, он сделал три доклада, из них два были топонимическими. Первый из них – о принятой Русским Географическим обществом передаче латинским шрифтом звуков русского языка без диакритических знаков, спутывающихся на картах и не имеющихся в пишущих машинках и в российских типографиях, а второй – «…мой личный доклад на французском языке «Index nominum geographicorum universalis», где я предлагал издать грандиозный международный труд, в котором все географические названия вообще, попавшие на самые подробные топографические карты всех стран, должны были быть представлены в алфавитном порядке, с точной ссылкой на соответствующий лист карты и в их наиболее правильной транскрипции латинским алфавитом, с указанием синонимии названий. Этот труд должен был бы быть едва ли не самым важным настольным справочником для картографов и для составителей географических словарей всех стран».

Хронологически едва ли не самое первое, на чем В. П. Семенов‑Тян-Шанский сосредоточил свои усилия после февраля 1917 года, – это пересоставление «Географо-статистического словаря России», названного еще в 1914 году по предложению академика С. Ф. Ольденбурга «Семеновским географическим словарем». В течение двух лет небольшая группа под руководством Л. С. Берга и В. П. Семенова-Тян-Шанского собирала материалы, заполняла карточки на все географические названия, попавшие на русские топографические карты (всего их было составлено более 100 тысяч). В апреле 1920 года был подготовлен небольшой пробный выпуск словаря. Однако в дальнейшем, когда выяснилось, что отпущенных средств оказалось недостаточно, работы по словарю были прекращены, а все обработанные материалы, как и пробный выпуск, сданы в архив. Но вскоре сверкнул – и погас – еще один масштабный топонимический проект – переиздание «Книги Большому Чертежу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея» Двойственное восприятие литовцев в Северо-Восточной Руси XV века в контексте «Сказания о нашествии Едигея»

Образ Великого княжества Литовского и двойственность его восприятия народом Руси

Знание – сила
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
Русско-японская война и манипуляции памятью Русско-японская война и манипуляции памятью

Как война с Японией прочно вошла героический раздел русской истории

Знание – сила
Создать нельзя заимствовать Создать нельзя заимствовать

Что такое для современной моды заимствования: зло или просто рабочий инструмент?

Grazia
Сохрани в тайне свою женитьбу… Сохрани в тайне свою женитьбу…

Александра Иосифовна умоляла императора подождать с публичностью в новом браке

Дилетант
На полных оборотах На полных оборотах

Как разогнать метаболизм, чтобы быстрее похудеть

Лиза
Как избавиться от фюрера Как избавиться от фюрера

Первый из заговоров антигитлеровского Сопротивления сложился в 1938 году

Дилетант
В поисках альтернативы В поисках альтернативы

Нередко самая вкусная еда, одновременно является самой вредной. Как быть?

Лиза
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Корица Корица

Почему вам стоит добавить корицу в свой рацион?

Здоровье
Современная сказка Востока Современная сказка Востока

Крупнейший из семи Арабских Эмиратов, Абу-Даби, любит быть первым во всем

Лиза
Новогодняя столица Новогодняя столица

Суздаль отмечает тысячелетний юбилей в статусе столицы Нового года

Лиза
Йоргос Лантимос Йоргос Лантимос

Режиссер Йоргос Лантимос о своей музе Эмме Стоун

Grazia
Когда модель превзойдет алгоритмы Когда модель превзойдет алгоритмы

О том, как модели искусственного интеллекта «выходят за флажки»

Монокль
Прикус как фактор здоровья и счастья Прикус как фактор здоровья и счастья

Неправильный прикус — серьезная проблема, пагубно влияющая на здоровье

Здоровье
Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс

Когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем

РБК
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
Город в городе Город в городе

Как девелоперы прокачивают полицентричность в любом районе Петербурга

Собака.ru
От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – сила
5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор 5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор

Намерения манипулятора можно вычислить заранее, если знать, на что смотреть

Psychologies
Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей Тонкая работа. Операция по замене сустава или инъекции? Что выбрать при лечении коленей

Одни из самых эффективных способов избавления от болей в коленях

Лиза
Страстно интересно Страстно интересно

В каких фильмах искать чужие и свои страсти, рассказывают кинокритики

СНОБ
Когда искусственный интеллект поработит человечество? Когда искусственный интеллект поработит человечество?

Искусственный интеллект выходит из-под контроля людей. Насколько это правда?

Монокль
Рыночные отношения Рыночные отношения

Известный российский гастрокритик познает этот мир самым действенным способом

СНОБ
Свободна как птица Свободна как птица

Как отпустить бывшего и перестать на него злиться: советы психолога

Лиза
Мы из будущего Мы из будущего

Кто же такие эти промт-дизайнеры или AI-тренеры?

ТехИнсайдер
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБ
Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе

«Убийцы цветочной луны» — синтез всего лучшего из карьеры Скорсезе

Правила жизни
Открыть в приложении