О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – силаИстория

Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

Павел Полян

Не только люди отмечают юбилеи: бывают они и у отдельных направлений в науке. Середина 1920‑х годов – время расцвета дазиметрического метода в картографии. Используя максимально точные данные, метод дает возможность наиболее приближенного к реальности отражения плотности населения как на сравнительно небольших, так и на достаточно обширных территориях. У истоков развития данного направления стоял один из видных российских географов – Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский. Обращаясь к исследованию вопросов динамики изменения плотности населения, участвуя в проекте по проведению переписи, В. П. Семенов‑Тян-Шанский вполне естественно приходил также к необходимости обращения к смежным с географией дисциплинам, и, в частности, значительное внимание уделял вопросам топонимики.

Сегодня известный публицист, ведущий сотрудник Института географии, доктор географических наук, профессор Павел Маркович Полян – биограф и исследователь трудов В. П. Семенова-Тян-Шанского – рассказывает нам о жизни и деятельности этого выдающегося географа. В настоящее время под руководством П. М. Поляна готовится новое издание произведений В. П. Семенова-Тян-Шанского. По словам Павла Марковича, Вениамин Петрович был не просто исследователем, всецело посвятившим жизнь научному познанию действительности, но также человеком прекрасно образованным и разносторонним, личностью ренессансного типа. Этот ученый блестяще знал несколько языков, прекрасно разбирался в литературе, сам был поэтом и интересным художником, автором десятков картин для созданного им в 1919 году в Петрограде Центрального Географического музея. Круг научных интересов Вениамина Петровича был необыкновенно широк – от геологии и палеонтологии до теоретических проблем географии, кроме того, при изучении вопросов состава населения ему приходилось обращаться и к результатам филологических изысканий. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью Павла Поляна об одном из аспектов деятельности этого выдающегося исследователя, внесшего весьма значительный вклад в развитие российской географической науки.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский с женой Верой Владимировной

Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский (даты жизни – 1870—1942, до 1906 года – Семенов) – общепризнанный классик российской географии и сын другого великого русского географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827—1914) – сенатора, путешественника, участника крестьянской реформы и коллекционера голландской живописи.

Самого Вениамина Петровича как географа прославили главные его детища – издательская серия «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», Центральный географический музей, дазиметрические карты, а также труды в области антропогеографии и теоретической географии.

После революции Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский – профессор географии нескольких петроградских вузов, организатор и директор Центрального географического музея в Ленинграде. Сам музей замышлялся им как музей-парк мировой географии – своего рода монитор в мир. Он производил сильное впечатление даже на далеких от географии людей. В 14 больших залах разместились тысячи экспонатов, в том числе исполненные самим исследователем – около 160 уникальных, собственноручно вычерченных карт, а также около 140 больших живописных картин и этюдов, показывающих ландшафт и природу различных широтных зон.

Рукопись В.П. Семенова-ТянШанского

В своих работах Вениамин Петрович Семенов‑Тян-Шанский сближал географию и искусство совершенно сознательно. И географ-ландшафтовед, и художник-пейзажист – оба мыслят, по его представлениям, географическими образами, и оба занимаются выявлением в них типических и уникальных черт: только художник при этом артистичен и субъективен, а географ – объективен и научен. «География, – писал ученый, – способна захватить нас до самозабвения и подвигнуть на величайшие создания в области поэтического творчества». В этом проявились свойственные исследователю высокое чувство Земли и императивный космополитизм обитателя планеты, сознание своей корневой связи с нею, преклонение перед ее красотой.

В. П. Семенов‑Тян-Шанский превосходно и глубоко знал русскую литературу, живопись и музыку. В его книгах и статьях во множестве рассыпаны самые различные стихотворные и прозаические цитаты, особенно частые из Пушкина, Гоголя и Чехова. О Гоголе и географии он написал отдельную статью и, как бы перемигиваясь с автором «Арабесок», в 1938 году написал книгу для детского чтения под названием «Географические арабески», представляющую собой популярную сводку материалов первого тома «Большого Советского Атласа Мира». Венцом всей научной деятельности В. П. Семенова-Тян-Шанского, его многолетних теоретических размышлений является учебное пособие для высшей школы «Район и страна» (М.; Л., 1928). Эта книга позволяет говорить о нем как о родоначальнике российской теоретической географии (или, как он ее называл, геософии).

Важнейшей особенностью Вениамина Петровича как географа была, во‑первых, широта его научных интересов и, во‑вторых, тяга к междисциплинарным исследованиям. Его труды по русской и глобальной топонимике – т. е. совокупности географических названий России и мира, – как раз из этого разряда. Топонимический репертуар у самого Вениамина Петровича как у географа поистине огромен и всеохватен: это не удивительно, коль скоро он одинаково хорошо мыслил и урочищами, и глобально.

В настоящее время следует отметить и тот общий вклад, который В. П. Семенов‑Тян-Шанский внес в отечественную топонимику как аналитическую дисциплину, родоначальником которой, как известно, был его отец. Сам Вениамин Петрович еще в 1904— 1907 годах принял участие в работе по транскрипции названий на создававшейся тогда 40‑верстной карте Европейской России и возглавлял комиссию Института геодезии и картографии по установлению географических названий. На Международном географическом конгрессе в Риме, где В. П. Семенов‑Тян-Шанский был избран одним из почетных иностранных вице-президентов, он сделал три доклада, из них два были топонимическими. Первый из них – о принятой Русским Географическим обществом передаче латинским шрифтом звуков русского языка без диакритических знаков, спутывающихся на картах и не имеющихся в пишущих машинках и в российских типографиях, а второй – «…мой личный доклад на французском языке «Index nominum geographicorum universalis», где я предлагал издать грандиозный международный труд, в котором все географические названия вообще, попавшие на самые подробные топографические карты всех стран, должны были быть представлены в алфавитном порядке, с точной ссылкой на соответствующий лист карты и в их наиболее правильной транскрипции латинским алфавитом, с указанием синонимии названий. Этот труд должен был бы быть едва ли не самым важным настольным справочником для картографов и для составителей географических словарей всех стран».

Хронологически едва ли не самое первое, на чем В. П. Семенов‑Тян-Шанский сосредоточил свои усилия после февраля 1917 года, – это пересоставление «Географо-статистического словаря России», названного еще в 1914 году по предложению академика С. Ф. Ольденбурга «Семеновским географическим словарем». В течение двух лет небольшая группа под руководством Л. С. Берга и В. П. Семенова-Тян-Шанского собирала материалы, заполняла карточки на все географические названия, попавшие на русские топографические карты (всего их было составлено более 100 тысяч). В апреле 1920 года был подготовлен небольшой пробный выпуск словаря. Однако в дальнейшем, когда выяснилось, что отпущенных средств оказалось недостаточно, работы по словарю были прекращены, а все обработанные материалы, как и пробный выпуск, сданы в архив. Но вскоре сверкнул – и погас – еще один масштабный топонимический проект – переиздание «Книги Большому Чертежу».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Будущее как на ладони» «Будущее как на ладони»

«Эта вывеска привлекла мое внимание своей наглостью...» – рассказ Игоря Харичева

Знание – сила
Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе

«Убийцы цветочной луны» — синтез всего лучшего из карьеры Скорсезе

Правила жизни
Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх Теория вырождения: вниз по лестнице, ведущей вверх

«Раньше было лучше», или «Золотой век» и теория вырождения

Знание – сила
Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века Славянский клад! В Германии нашли сокровищницу с мечами и монетами бронзового века

В Мекленбург-Передняя Померания археологи сделали ряд потрясающих находок

ТехИнсайдер
Ушаковы Ушаковы

Дворянских родов, носящих фамилию Ушаковы, в России было несколько

Дилетант
«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства «Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства

Можно ли воспринимать анонимные произведения искусства

Монокль
Владимир Лифшиц Владимир Лифшиц

Биография Владимира Лифшица дает ответ на мучительные вопросы современности

Дилетант
Как почистить духовку, не используя агрессивные химикаты: 7 простых способов Как почистить духовку, не используя агрессивные химикаты: 7 простых способов

Как очистить духовку, если дома не оказалось специальных средств?

VOICE
Дорогие коллеги Дорогие коллеги

Как подобрать подарок для коллег или подчиненных и не прогадать

Лиза
Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены

Нино Шаматава собирает архивную коллекцию-ресерч на Петровском бульваре

Собака.ru
От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года От жертвоприношений до подарков: как появились традиции празднования Нового года

Как складывались праздничные традиции и почему Новый год такой популярный

Forbes
Может ли ChatGPT обмануть ученых Может ли ChatGPT обмануть ученых

Инструменты ИИ бросают вызов научным инструментам поиска истины

Монокль
«Секс с учеными: Половое размножение и другие загадки биологии» «Секс с учеными: Половое размножение и другие загадки биологии»

Как дрожжи научились не скрещиваться с близкими родственниками

N+1
Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06 Очень нужный сервис: зачем в СССР звонили по номеру 06

Для чего существовал номер 06 в СССР? Давайте вспоминать!

ТехИнсайдер
Смелый акцент Смелый акцент

Минималистичный интерьер, сочетающий современный дизайн и авторские решения

SALON-Interior
Плечо для внешней торговли Плечо для внешней торговли

Рост российского несырьевого неэнергетического экспорта — в числе приоритетов

РБК
«Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи «Не вычеркивай меня из списка»: как Дина Рубина рассказывает о женщинах ее семьи

Глава из сборника семейных историй Дины Рубиной «Не вычеркивай меня из списка»

Forbes
Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас Чат-бот, смерть и роботы: что такое цифровое бессмертие и кто его обещает уже сейчас

Возможно ли цифровое бессмертие на самом деле?

Forbes
В битвах вокруг ИИ победят корпорации В битвах вокруг ИИ победят корпорации

Государствам нужно ускориться в регулировании искусственного интеллекта

Монокль
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
Что может Дед Мороз Что может Дед Мороз

Психолог Мария Зеленова о магическом мышлении и его роли в воспитании.

Новый очаг
Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х

Чем был знаменит Андрей Константинов и как он создавал «Бандитский Петербург»

Psychologies
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Игра в молчанку Игра в молчанку

Почему мужчины замыкаются в себе после ссоры и как разрешить конфликт

Лиза
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами Переводя стрелки: страны с необычными часовыми поясами

Оказавшись в одной из этих стран, не забудьте внимательно перевести часы

ТехИнсайдер
Бизнес на орбите Бизнес на орбите

Частный сектор стремится сделать свои прибыли космическими при поддержке НАСА

Robb Report
Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей Отраслевая связка: зачем в Подмосковье открыли новое производство кабелей

Разговор с Павлом Моряковым об импортозамещении и перспективах развития бизнеса

СНОБ
Функциональная красота Функциональная красота

Квартира, в которой внутренний интерьер и вид из окон дополняют друг друга

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении