Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – силаИстория

Стальной путь

Наталья Стеркина

Р

оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.

Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.

В России документальным кино успешно занялся А. Дранков. В 1909 году он снял прибытие Льва Толстого на Курский вокзал. Зрители и сейчас могут видеть лицо Толстого, стоящего у окна вагона или проходящего по перрону сквозь приветствующую его толпу. Первая киноэкспедиция для съемок полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя» была отправлена по железной дороге режиссером Александром Ханжонковым в 1911 году. Но еще раньше, в 1909‑м, появился первый кинопоезд! Петербургское управление Северо-Западной железной дороги устроило специальный передвижной просветительный кинематограф для детей. Существовало такое понятие «земский кинематограф», при активном участии сельской интеллигенции (врачей, учителей) зародилась идея кинопередвижек. Кино двинулось в уезды. А Ханжонков придумал дешевый вариант организации проката: он пересылал зарубежные фильмы с проводниками поездов, так фильмы путешествовали из города в город.

Кинопоезд

В советское время такие кинопередвижки стали играть роль агитпоездов. Режиссер Александр Медведкин (1900—1989), сын железнодорожного машиниста, придумал такой поезд: три железнодорожных вагона приспособлены для оперативной проявки, обработки и монтажа кинопленки. Есть вагон, где живут члены съемочной группы, и вагон, где, собственно, «крутят кино». В годы первой пятилетки было снято много агитационных и сатирических сюжетов. Девиз Медведкина был: «Сегодня снимаем – завтра показываем!» Фрагменты этих картин обнаружил в восьмидесятые годы киновед Н. Изволов. Интересно, что в оформлении таких агитпоездов принимал участие известный художник Александр Дейнека.

Агитпоезд

В 1925 году Всеволод Мейерхольд задумал снять тринадцатичастевый фильм «Стальной путь» (с ним сотрудничали его ученики Н. Экк и Н. Охлопков). Действие должно было начинаться с изобретения паровоза Стефенсоном, но все дальнейшее – на территории России. Предполагалось занять четыреста актеров, среди них Михаила Жарова, Сергея Мартинсона. Были заказаны и созданы масштабные декорации. Съемки должны были происходить на Кавказе, на Урале, в Сибири. В кадр должны были попасть вокзалы Одессы, Москвы, Ленинграда. Были задуманы трюковые сцены: в одном из эпизодов паровоз должен был врезаться в стену, пройти ее насквозь и продолжить путь. Предполагалось вести съемку с самолетов. Этот масштабный проект должен был рассказать историю железных дорог России. Увы, он не состоялся…

Зато в конце двадцатых – начале тридцатых годов появились интересные документальные фильмы. Под тем же названием «Стальной путь» в 1929‑м режиссер В. Турин снял «киноочерк в пяти частях». Название фильма имеет подзаголовок – «Турксиб». Это полнометражный фильм, снятый кинокомпанией «Востоккино» (оператор Е. Славинский). Поэтичный фильм, в котором шевелятся пески пустыни, несутся потоки воды с гор, медленно шествуют верблюды, вызывал большой интерес публики. Интересно было следить (как интересно и сейчас) за прокладыванием рельсов в пустыне, за скачущими по пустыне кочевниками. Продолжила тему картина «Турксиб открыт» (реж. Г. Роом, оператор А. Косматов, 1930). Эту документальную ленту можно использовать в качестве комментария к кадрам, посвященным Турксибу, в экранизациях романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Первая экранизация, снятая Михаилом Швейцером, появилась в 1968 году, вторая (телесериал), которую сделала Ульяна Шилкина, – в 2006‑м.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заряженная пыль на Луне Заряженная пыль на Луне

Откуда взялась пыль на Луне?

Знание – сила
(Не)сладкая история (Не)сладкая история

5 простых советов, которые помогут снизить риск диабета

Лиза
Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу Дела сердечные: 8 причин срочно записаться к кардиологу

8 наиболее частых причин для обращения к врачу при проблемах с сердцем

ТехИнсайдер
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе Фильм «Убийцы цветочной луны» с ДиКаприо и Де Ниро — кульминация творчества Мартина Скорсезе

«Убийцы цветочной луны» — синтез всего лучшего из карьеры Скорсезе

Правила жизни
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
Дороги без дураков Дороги без дураков

Разбираемся, как именно строится транспортная система будущего

РБК
Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире

Советская мебель, о которой мечтали все

Maxim
7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать 7 отличных современных детективов, которые нужно прочитать

Сегодня мы обращаемся к детективам не за новым, а за уютным старым

Правила жизни
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться» Ренат Давлетьяров: «В режиссуре главное — знать, когда остановиться»

Режиссер и продюсер «Человека ниоткуда» — о том, как шла работа над фильмом

Монокль
Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет» Татьяна Столяр — о коллекционировании, терапии и умении говорить «нет»

Коллекционер Татьяна Столяр — о ее взаимоотношения с современным искусством

РБК
«Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом «Управляя эмоциями, вы сохраните отношения»: как бороться с гневом и страхом

Глава из книги «Комплексное ПТСР» — как справиться с гневом и страхом?

Forbes
Учимся падать Учимся падать

Иногда удовольствие зимнего отдыха сопровождается рисками. Давай ими управлять

Лиза
Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция

Как правильно чистить клавиатуру в домашних условиях

ТехИнсайдер
Банковская «цифра» для экспортера Банковская «цифра» для экспортера

Что сегодня позволяет получать господдержка российского экспорта

РБК
«Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза «Я работаю волшебником». Один день из жизни Деда Мороза

Заглянем в гости к главному Деду Морозу столицы

Лиза
Кокошник дамы червей Кокошник дамы червей

Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of life
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
Маски шоу Маски шоу

XX век прошел под знаком карикатуры – она была мощным идеологическим оружием

Правила жизни
Широкими мазками по холсту алмазной истории Широкими мазками по холсту алмазной истории

Его величество бриллиант. Об истории алмазов и алмазного дела

Зеркало Мира
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
В одно касание В одно касание

Как малоинвазивные методики стали проводниками бодипозитива и антиэйджа

Собака.ru
Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую

Как и зачем компании развивают направление офлайн-активностей

Inc.
«Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией» «Нам пришлось снять шляпу перед нашей субстанцией»

Наверное, каждый задумывался, как из неживой материи однажды появилась живая

Наука
Дима Лорен: «Не надо меня копировать!» Дима Лорен: «Не надо меня копировать!»

Автор мегахитов — о сонграйтерах, главной проблеме авторов песен и успехе

ЖАРА Magazine
Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя» Елена Морозова: «Тогда Паша Каплевич сказал Виктюку: «Бери, она точно твоя»

Ведь, задабривая меня, папа объяснял: искусство не терпит фальши

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении