Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов

Знание – силаИстория

Стальной путь

Наталья Стеркина

Р

оссийские железные дороги связывают пункты А и Б, О и П, так же связывает жителей городов и деревень кино. Одни и те же фильмы смотрят в разных уголках страны, смотрят и обсуждают…

Мелькают окна вагонов, мелькают кадры фильмов. В некоторых из них дело происходит на железной дороге: в купе или плацкарте, в депо или в кабине машиниста, на вокзале или на станции. Вряд ли сейчас найдется человек (более или менее взрослый), который хоть раз не посмотрел «Вокзал для двоих» (1983), фильм Эльдара Рязанова, где сыграли несравненные Людмила Гурченко и Олег Басилашвили. Встречу официантки Веры и пианиста Платона снимали в Москве на Рижском вокзале. Наверное, не менее известен и фильм Алексея Балабанова «Брат» (1997). Данила Багров прибывает на Витебский вокзал Санкт-Петербурга.

Первая железная дорога, связывающая Санкт-Петербург с Царским Селом («царская ветка»), появилась в 1837 году, сейчас она входит в состав Витебского направления Октябрьской железной дороги. Кинематограф же, как известно, появился в 1896 году, и началось все с шестидесятисекундного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер. В 1903 году на студии Т. Эдисона режиссер Э. Портер снял двенадцатиминутный фильм «Большое ограбление поезда», эта картина проложила дорогу фильмам, где используются все выигрышные коллизии, которые дает железная дорога. Вестерну пригодились драки на крыше и погоня на лошадях за паровозом, психологической драме и триллеру – замкнутое пространство купе, мелодраме – неожиданные встречи в пути… И с точки зрения «картинки» – эстетической составляющей – здесь было чему поучиться: сходящиеся и расходящиеся рельсы, зыбкий свет фонарей обходчиков. Так зародились линии документального и игрового кино.

В России документальным кино успешно занялся А. Дранков. В 1909 году он снял прибытие Льва Толстого на Курский вокзал. Зрители и сейчас могут видеть лицо Толстого, стоящего у окна вагона или проходящего по перрону сквозь приветствующую его толпу. Первая киноэкспедиция для съемок полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя» была отправлена по железной дороге режиссером Александром Ханжонковым в 1911 году. Но еще раньше, в 1909‑м, появился первый кинопоезд! Петербургское управление Северо-Западной железной дороги устроило специальный передвижной просветительный кинематограф для детей. Существовало такое понятие «земский кинематограф», при активном участии сельской интеллигенции (врачей, учителей) зародилась идея кинопередвижек. Кино двинулось в уезды. А Ханжонков придумал дешевый вариант организации проката: он пересылал зарубежные фильмы с проводниками поездов, так фильмы путешествовали из города в город.

Кинопоезд

В советское время такие кинопередвижки стали играть роль агитпоездов. Режиссер Александр Медведкин (1900—1989), сын железнодорожного машиниста, придумал такой поезд: три железнодорожных вагона приспособлены для оперативной проявки, обработки и монтажа кинопленки. Есть вагон, где живут члены съемочной группы, и вагон, где, собственно, «крутят кино». В годы первой пятилетки было снято много агитационных и сатирических сюжетов. Девиз Медведкина был: «Сегодня снимаем – завтра показываем!» Фрагменты этих картин обнаружил в восьмидесятые годы киновед Н. Изволов. Интересно, что в оформлении таких агитпоездов принимал участие известный художник Александр Дейнека.

Агитпоезд

В 1925 году Всеволод Мейерхольд задумал снять тринадцатичастевый фильм «Стальной путь» (с ним сотрудничали его ученики Н. Экк и Н. Охлопков). Действие должно было начинаться с изобретения паровоза Стефенсоном, но все дальнейшее – на территории России. Предполагалось занять четыреста актеров, среди них Михаила Жарова, Сергея Мартинсона. Были заказаны и созданы масштабные декорации. Съемки должны были происходить на Кавказе, на Урале, в Сибири. В кадр должны были попасть вокзалы Одессы, Москвы, Ленинграда. Были задуманы трюковые сцены: в одном из эпизодов паровоз должен был врезаться в стену, пройти ее насквозь и продолжить путь. Предполагалось вести съемку с самолетов. Этот масштабный проект должен был рассказать историю железных дорог России. Увы, он не состоялся…

Зато в конце двадцатых – начале тридцатых годов появились интересные документальные фильмы. Под тем же названием «Стальной путь» в 1929‑м режиссер В. Турин снял «киноочерк в пяти частях». Название фильма имеет подзаголовок – «Турксиб». Это полнометражный фильм, снятый кинокомпанией «Востоккино» (оператор Е. Славинский). Поэтичный фильм, в котором шевелятся пески пустыни, несутся потоки воды с гор, медленно шествуют верблюды, вызывал большой интерес публики. Интересно было следить (как интересно и сейчас) за прокладыванием рельсов в пустыне, за скачущими по пустыне кочевниками. Продолжила тему картина «Турксиб открыт» (реж. Г. Роом, оператор А. Косматов, 1930). Эту документальную ленту можно использовать в качестве комментария к кадрам, посвященным Турксибу, в экранизациях романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Первая экранизация, снятая Михаилом Швейцером, появилась в 1968 году, вторая (телесериал), которую сделала Ульяна Шилкина, – в 2006‑м.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приказали стать Леонардо Приказали стать Леонардо

Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – сила
Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить Сделаю завтра: почему мы нарушаем дедлайны и как с этим покончить

Почему многие люди — независимо от силы воли — откладывают дела, срывают сроки

РБК
Стильная импровизация Стильная импровизация

Арсений Попов — о том, почему не любит импровизировать в быту

Men Today
ВОЗмутительная политика ВОЗмутительная политика

Подходы к борьбе с табакокурением сегодня все больше напоминают охоту на ведьм

Наука
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
Шимпанзе отобрал добычу у орла Шимпанзе отобрал добычу у орла

Зоологи стали свидетелями того, как вожак группы шимпанзе отобрал у орла добычу

N+1
10 великих фильмов, которые освистали в Каннах 10 великих фильмов, которые освистали в Каннах

Критики холодно приняли работы Дэвида Линча, Квентина Тарантино, Софии Копполы

Правила жизни
Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки Фиби Уоллер-Бридж: Смех и слезы аристократки

Пока Фиби шла к успеху, слез было пролито немало…

Караван историй
Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках Планетам земной группы разрешили формироваться в сильно облученных протопланетных дисках

Как может протекать процесс формирования планет земной группы

N+1
Затянуть ниже пояса Затянуть ниже пояса

Алиса Загрядская о том, что такое телесные иерархии и как они связаны с юмором

Правила жизни
Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования

Как учебные учреждения развиваются по всей стране и к чему это все приведет

Правила жизни
10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера 10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера

Высказывания Петра Кащенко, которые помогут сохранить ментальное здоровье

Psychologies
Упразднение города Н. Упразднение города Н.

Красный командир Яков Тряпицын воплотил фантасмагорию великого сатирика в жизнь

Дилетант
Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей Что такое поколение «альфа»: разбираем, чем эти дети отличаются от своих родителей

Поведение поколения альфа: чего ждать от тех, кто придет на смену зумерам

Psychologies
Финская карта генерала Юденича Финская карта генерала Юденича

Почему не сработал расчёт генерала Юденича на помощь Финляндии

Дилетант
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
«Тушкино семейство» «Тушкино семейство»

Ту-204 – среднемагистральный пассажирский самолет

Наука и техника
Новый код спешит на помощь Новый код спешит на помощь

Программируем 2024-й: как искусственный разум изменит нашу жизнь

Монокль
Зачем нужен дворник-беспилотник Зачем нужен дворник-беспилотник

Алексей Сивидов — о роботах, призванных победить дефицит рабочих рук в сфере ЖКХ

РБК
Блиц-интервью с Антоном Чижом Блиц-интервью с Антоном Чижом

Писатель детективов Антон Чиж рассказал нам о своих источниках вдохновения

Лиза
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Кокошник дамы червей Кокошник дамы червей

Как образ Великой княгини Ксении Александровны стал прототипом игральной карты

Seasons of life
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 16 фактов о дворовых бандах Казани: что послужило основой для создания сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему подростковые банды возникли именно в Казани и кто такой Роберт Гараев?

Maxim
В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей В языке кашалотов нашли аналогии гласным и дифтонгам языков людей

Носовой комплекс кашалота работает как речевой аппарат у человека

ТехИнсайдер
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
За гранью возможного За гранью возможного

Какие скрытые резервы хранит в себе человеческий организм

Зеркало Мира
Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового Продюсер и урбанист Мария Туркина: Москвичи находятся в постоянном поиске нового

Урбанист Мария Туркина — о том, как взрастить из горожан блогеров

СНОБ
Корфы Корфы

Древний род Корфов оставил в российской истории заметный след

Дилетант
Открыть в приложении