История потерянной надежды
«Время "Спартака"»: документальный сериал о футболе и стране
На «Кинопоиске» стартовал сериал «Время "Спартака"» — шесть серий о том, как Олег Романцев создал футбольное чудо, о том, как чудо кончилось, о людях, которые стали частью чуда, и о стране, которая внутри этого чуда жила. И тоже, видимо, кончилась. По просьбе Weekend своими впечатлениями от сериала и своими воспоминаниями о выдающейся команде делится давний болельщик «Спартака» Иван Давыдов.
Когда-то давно, году этак в десятом, мы с приятелем, болельщики «Спартака» с изрядным стажем, сидели в баре и смотрели очередной матч российского чемпионата. «Спартак» и какое-то недоразумение. «Зенит», ЦСКА, может, вовсе «Локомотив». «Спартак» ожидаемо и бездарно проигрывал. Мы ожидаемо (и талантливо, конечно) сквернословили. А рядом увивался младший брат приятеля. Все выбирал момент, чтобы вклиниться в разговор, и наконец нанес решающий удар:
— А чем вы недовольны-то? Ваш «Спартак» всегда ведь примерно так играет.
Удар коварный и неотразимый. Пожалуй, такой даже Ринат Файзрахманович Дасаев не взял бы. Брат приятеля был юн и прав. А у нас тогда не было под рукой сериала Александра Горбачева «Время "Спартака"», просто чтобы показать его зарвавшемуся малолетке. Теперь есть.
20 марта 1991 года. Четвертьфинал Кубка европейских чемпионов. «Спартак» (Москва) — «Реал» (Мадрид). Сегодня странно видеть рядом названия этих двух клубов, правда? Словно бы это не отчет об игре, а нетрезвый сон невеселого болельщика. Но нет, игра была, и «Спартак» ее выиграл со счетом 3:1. А до того были битвы с «Наполи», принципиальное противостояние Кульков — Марадона. Это и вовсе звучит будто плоская шутка из бывшего твиттера. Принципиальное противостояние Василия Пупкина и Килиана Мбаппе. Вот только наш Вася Кульков нейтрализовал намертво тогда их хваленого Диего Армандо. Ничего не смог Диего Армандо сделать против нашего Васи. Ну, конечно, 26 фолов. А как иначе-то против него, это ж все-таки Марадона.
Я едва не расплакался, пока смотрел. Я уже и забыл, что такое бывает. Такой футбол, такой «Спартак», такие нервы, такие надежды.
Сериал (совместный проект «Кинопоиска», «Плюс студии» и Stereotactic) сделан по лекалам западной документалки. Линейная последовательность событий, разнообразные эксперты в однообразных локациях, хроникальные кадры, цитаты, газетные вырезки… Но вышло что-то чуть более интересное, чем просто рассказ об истории одной успешной команды, которая перестала быть успешной. Но не перестала быть любимой. Есть там что-то, что заставит посмотреть фильм не только тех, кто до сих пор не забыл, как ломится Тихонов по левому флангу, чтобы уложить неотразимый в девятину. Кому? Да какая разница — кому. Мы — «Спартак», а вы… Ладно, продолжение у этой кричалки специфическое и не особенно годится для респектабельного издания.