Самолечение как диагноз
На днях Центр профилактической медицины при Минздраве РФ обнародовал «Концепцию ответственного самолечения». «Огонек» задумался: причем тут «ответственность» и от чего нас хотят лечить?
От болей в пояснице — горячие камни, лечение крапивницы — крапивой, заговоренная земля от зубной боли — популярные столпы самолечения известны давно. И вдруг официальная российская медицина, которая испокон веку относилась к самолечению с недоверием, сообщает: самолечение, оказывается, может быть еще и «ответственным». Что же произошло?
До нас добралась очередная прогрессивная мода. Мировое медицинское сообщество призывает к «ответственному самолечению» уж 35 лет — ВОЗ ввела эту терминологию в 1983-м. Что она значит? «Разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью лечения или профилактики легких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи».
Есть и расширительная трактовка — человек ведет здоровый образ жизни и достаточно медицински грамотен, чтобы при легком недомогании лечиться самостоятельно. Мировая ассоциация ответственного самолечения (есть и такая) регулярно выпускает обучающие материалы, а специальные исследования убеждают: такое лечение экономит бюджет. Вроде бы все логично: врачей не беспокоят по пустякам, болезни не запускают. Но поклонников самолечения в Европе и США меньше, чем в России. Дело в том, что доступ к препаратам, прежде всего сильнодействующим, на Западе законодательно ограничен гораздо серьезнее, чем у нас, — ни врач, ни фармацевт не станут рисковать потерей лицензии ради того, чтобы заработать на рознице. Именно поэтому продвигают «ответственное самолечение» обычно ассоциации производителей, заинтересованные в том, чтобы количество лекарств, которые отпускаются без рецептов в Европе и США, расширялось. Но потребителя сначала нужно подготовить, чтобы уберечь его от вакханалии самолечения, когда хватаются и за горячие камни, и за раскрученные рекламой чудо-препараты. В общем, чтобы не было как у нас.
От озноба и изжоги
Концепция, предложенная у нас, довольно проста и, отмечают авторы, адаптирована под российские реалии.
Населению рекомендуют лечиться самостоятельно только в случае легких недомоганий и не больше 3–7 дней. Можно самим с помощью безрецептурных препаратов справляться с простудой (при таких симптомах, как озноб, головная боль, насморк, боль в горле), дерматологическими заболеваниями (экзема, дерматиты), легкими расстройствами ЖКТ (изжога, метеоризм). Также рекомендуется при хронических заболеваниях продолжать лечебный курс, прописанный врачом, без отсебятины. А при ухудшении состояния немедленно бежать к доктору.
— Концепция не была принята окончательно: ею мы ставим проблему и открываем дискуссию,— подчеркивает Юлия Михайлова, замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения, — А сама проблема очень актуальна. Ведь у нас с любой простудой пациент идет в аптеку, где ему продают самый дорогой антибиотик. Из-за этого у нас самая высокая в мире резистентность к антибиотикам. Кроме того, люди часто сочетают несочетаемые препараты, и врачам приходится бороться с побочными эффектами.
Самолечение для России и в самом деле тема болезненная. Шутка ли: по данным ФОМ, больше половины россиян предпочитают лечиться самостоятельно, обращаясь за медицинской помощью лишь в самом крайнем случае. И эта привычка затягивать с походом к врачу стоит дорого.
— Главная опасность самолечения у нас в том, что болезнь не диагностируется врачом в начальной стадии, когда человека можно вылечить, а приобретает необратимый характер,— указывает Юрий Жулев сопредседатель Всероссийского союза пациентов.— Вот пример: в наше время значительное количество людей в России умирает от элементарной пневмонии. А ведь они просто упустили момент, когда нужно идти к врачу...