Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

МонокльОбщество

Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения немецкого прагматизма

Елена Горбачева

Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Артем Соколов. Фото: предоставлено клубом «Валдай»

В место российского «тлетворного влияния», о котором упоминал уходящий канцлер Германии Олаф Шольц, в немецкую внутреннюю политику ворвался фактор заокеанского вмешательства. Новая администрация президента Дональда Трампа открыто и грубо выбрала фаворита на прошедших 23 февраля внеочередных выборах в бундестаг: им стала партия «Альтернатива для Германии», которую в немецких политических кругах считают политическим изгоем и не берут ни в какие коалиции.

Однако именно ее можно смело назвать главным победителем по итогам выборов: АдГ удвоила свое представительство в парламенте по сравнению с выборами 2021 года, другие игроки выступили скромнее, а некоторые и вовсе сошли с дистанции — как Свободная демократическая партия, входившая в предыдущую коалицию, и Союз Сары Вагенкнехт, не набравший ожидаемого количества голосов.

Несмотря на впечатляющий для АдГ результат, формировать правящую коалицию будет совсем другая партия — точнее, умеренно-консервативный блок ХДС/ХСС, вернувшийся на лидирующие позиции в бундестаге. Даже если ему удастся создать более прочную коалицию, чем «светофорная», распад которой и привел к внеочередным выборам, игнорировать фактор АдГ будет намного сложнее. К тому же времена нынче другие, а внешнеполитический фактор, как показали накануне региональные выборы, вдруг стал для избирателя очень важен. Кроме «Альтернативы» есть и другие силы, далеко не во всем согласные с мейнстримной атлантистской политикой немецкого правительства.

Чем будет руководствоваться будущий новый канцлер Германии Фридрих Мерц при выборе политического курса в ближайшие несколько лет? Так ли крепко евроатлантическое сотрудничество и почему экономический прагматизм не является определяющим в российско-германских отношениях? Обо всех тонкостях внутренней и внешней политики Германии «Монокль» поговорил со старшим научным сотрудником Института международных исследований МГИМО МИД России Артемом Соколовым.

— Главный вопрос: куда пойдет Германия? Концепция смены эпох, Zeitenwende, которую провозглашал Олаф Шольц, продолжится?

— Это, пожалуй, ключевой вопрос формирования действующей правящей коалиции и, собственно, итогов прошедшей избирательной кампании. Есть два пути: вообще забыть про Zeitenwende и сказать, что ничего такого не было. Либо провозгласить, что эта эпоха начинается только сейчас.

Напомню, что «переломный момент», Zeitenwende, был объявлен 27 февраля 2022 года на специальном заседании бундестага после начала СВО. Суть концепции состояла в том, что Германия должна играть более активную роль в международных отношениях. В качестве первых шагов было принято решение создать специальный оборонный фонд на 100 миллиардов евро для модернизации бундесвера, и был снят запрет на поставки оружия воюющим странам, из-за чего Германия стала вторым после Соединенных Штатов донором Украины, как в финансах, так и в вооружениях. Дебаты о европейской стратегической автономии шли и раньше, в конце 2010-х годов, но сейчас они конкретизировались на национальном уровне и были направлены на решение конкретных задач, прежде всего в оборонной политике.

Но все то, что делал Шольц и его команда, не реализовалось в полном объеме, прежде всего по причине внутренних разногласий в немецком правительстве. Достаточно посмотреть на военную реформу, которая должна была быть ядром Zeitenwende, но не стала.

— Олаф Шольц и теперь уже будущий канцлер Фридрих Мерц спорили насчет поставок на Украину ракет Taurus: Шольц был против, Мерц — за. Какого решения ожидать теперь?

— На самом деле ни Шольц, ни Мерц своим волевым решением осуществить подобное не могут. Шольц неоднократно подчеркивал, что нет возможности просто передать ракеты в силу технических особенностей: это обязательно будет размещение ракет вместе с немецкими специалистами. То есть это непосредственное вовлечение в конфликт военнослужащих страны НАТО, что означает совершенно иной уровень эскалации конфликта.

Плюс ко всему это решение должен одобрить бундестаг, а значит, будут громкие дебаты с политическими силами, которые выступают против — прежде всего с «Альтернативой для Германии», а также с Союзом Сары Вагенкнехт, технически еще присутствующим в бундестаге, с Левой партией и, может быть, с отдельными представителями социал-демократов. Иначе говоря, это решение нельзя быстро и просто реализовать. Поэтому те разговоры между Шольцем и Мерцем о «Таурусах», которые велись, можно считать предвыборной риторикой.

Даже сам Фридрих Мерц всегда делает оговорки, как говорится, мелким шрифтом: да, я готов это сделать, но при согласии с европейскими и американскими партнерами. Это тоже важно. Вспомните, в случае с поставками тяжелых вооружений ранее Германия стремилась действовать в русле трансатлантической солидарности, то есть не забегая вперед Соединенных Штатов и других европейских союзников по НАТО. А поскольку сейчас у президента Трампа совершенно иная логика восприятия украинского кризиса, то я не думаю, что решение о поставках Taurus будет принято, по крайней мере в нынешних условиях. С американской стороны нет соответствующего запроса на поставки Украине ракет аналогичного класса, несмотря на всю непростую ситуацию для ВСУ на фронте.

Перспективы трансатлантизма

— Считалось, что Германия несубъектна и следовала в фарватере США. Но с новым американским президентом она вдруг начинает громко спорить. Почему так? Или Шольц решил выждать — а там, глядишь, демократы снова вернутся к власти и все будет как прежде?

— Такие мысли, скорее, были во время первого срока Трампа. Сейчас и в Соединенных Штатах, и среди европейских союзников, на мой взгляд, появляется мысль, что даже после ухода Трампа со второго президентского срока будут другие политики, которые продолжат его курс во внешней политике — например, господин Джей Ди Вэнс, который поразил Мюнхен своим выступлением. И таких людей много.

— Такое ощущение, будто европейские элиты даже не были готовы к тому, что Трамп займет президентский пост…

— Да, и в большей степени это проявилось именно в Германии. До дня голосования Германия была, наверное, единственной страной внутри ЕС, где и граждане, и политики были абсолютно убеждены, что победу одержит кандидат от демократов Камала Харрис. И когда Трамп опять стал президентом США, выяснилось, что ничего не готово к этому событию.

Это можно объяснить традициями немецкой политической культуры на современном этапе. На протяжении долгих десятилетий немецкие политические элиты постепенно делегировали вопросы стратегического планирования на трансатлантический уровень, а что-то ушло на европейский уровень, в Брюссель. И когда на этих уровнях начались какието кризисные процессы, немецкие элиты оказались не готовы перехватывать инициативу.

— Что глобально меняется во взаимоотношениях США и ЕС — если не брать во внимание фактор самого Дональда Трампа?

— Соединенные Штаты уделяют меньше внимания европейскому континенту, они в большей степени ориентируются на Индо-Тихоокеанский регион, где видят для себя основные вызовы прежде всего в связи с Китаем. Европа для них становится менее интересна — по сравнению с периодом холодной войны, естественно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
«Человек — это богатство, главное, что есть на Земле» «Человек — это богатство, главное, что есть на Земле»

Алла Сигалова — о любви и коварстве, добре и зле, цинизме и совести

OK!
Чистые помыслы Чистые помыслы

Какие существуют альтернативы традиционному дизельному топливу для яхт?

Y Magazine
«Семья» – это главное «Семья» – это главное

Самым «дорогим» национальным проектом до 2030 г. станет «Семья»

Ведомости
Реактивный рост Реактивный рост

Как стартап выпускников химфака МГУ и Бауманки превратился в большой бизнес

Ведомости
Итоги царствования Александра III Итоги царствования Александра III

Железный царь: как Александр III усилил Россию и избежал войн?

Знание – сила
Падение Падение

Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизни
Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину Взрыв мозга: как нейрочипы изменят медицину

Какие нейрочипы с разным функционалом создают сегодня лаборатории и стартапы

Монокль
Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея» Соня Присс: «Профессия актера — это всегда большая лотерея»

Даже если вы талантливы и трудолюбивы, успех не гарантирован

Коллекция. Караван историй
Шоссе в никуда Шоссе в никуда

Самые живописные трассы мира, которые ждут отпечатков ваших шин

Men Today
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Остаться в минусе Остаться в минусе

Можно ли составить теорию заговора из технологии, обещающей вечную жизнь?

Правила жизни
Юаневая экзотика Юаневая экзотика

Корпорация МСП заинтересовалась юаневыми бондами малого и среднего бизнеса

Ведомости
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
«Миноритарий» звучит размыто «Миноритарий» звучит размыто

Непубличные компании могли бы стать базой для роста фондового рынка, но не стали

Монокль
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Темные материи Темные материи

Полина Ауг о тонкостях работы и отсутствии мистики на съемочной площадке

Правила жизни
Каждому, по факту, рядом нужен человек Каждому, по факту, рядом нужен человек

«Как пережить душевную боль, которую нам причиняют самые близкие люди?»

OK!
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Режим признан нелетным Режим признан нелетным

Почему закрываются ЭПР по тестированию дронов в регионах России

Ведомости
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
«Кино должно тебя зажигать» «Кино должно тебя зажигать»

Режиссер Кирилла Султанов о библейских сюжетах и криминале

Weekend
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

Ведомости
Одна дорога на двоих Одна дорога на двоих

План путешествий, где будет интересно обоим партнерам

Лиза
Уральский микс Уральский микс

На мой взгляд, напитки все же должны оставаться на втором плане

Bones
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce Автомобиль для королей, рэперов и миллиардеров: 119 лет истории Rolls-Royce

Rolls-Royce: история, смысл шильдика на капоте и образ владельца сквозь время

Правила жизни
Открыть в приложении