«Кабаков — это не про быт, а про фантазии»
«В будущее возьмут не всех» — так называется выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, открывшаяся в главном штабе Эрмитажа. Экспонаты для нее предоставили лондонская галерея Tate Modern, Эрмитаж и Третьяковская галерея. «Огонек» поговорил с Эмилией Кабаковой о мечтах, музыке воды и тотальной инсталляции, в которой мы живем
-Что для вас эта выставка?
— Это первая настоящая ретроспектива Кабаковых, в ней вся жизнь художника, ему 84 года, 30 последних лет мы работаем вместе. Илья создал новый жанр в истории искусства — тотальную инсталляцию. Вообще-то тотальной инсталляцией является весь наш мир. Это пространство, на которое ты вынужден реагировать, которое провоцирует твои память и чувства. Попадая в пространство тотальной инсталляции, зритель сам становится персонажем под воздействием помещения, объектов, истории, которая там рассказывается… Правильно сделанная инсталляция — это когда ты перестаешь замечать детали. Когда ты оказываешься внутри картины, рассказа, фильма, где ты сам — главный герой. Если это мир российского прошлого, соответственно ты превращаешься в персонаж из этого мира, даже если он тебе абсолютно чужд.
— Вас часто обвиняют в том, что вы используете советскую тематику, буквально эксплуатируете тяжелый советский опыт.
— Но страдания — универсальная категория. Это не только о советских людях; это в первую очередь о том маленьком человеке, который, несмотря на задавленность жизнью, условиями, диктатурой — государственной, служебной или семейной,— мечтает изменить мир. У него грандиозные, утопические замыслы. К тому же и советское воспитание приучает людей быть идеалистами, мечтать об изменении мира. В таких искусственных обстоятельствах человека посещают изумительные или совершенно сумасшедшие идеи. Это играет очень большую роль в наших работах.