И снова «дебют»
10 июня в Сочи закрылся 29-й «Кинотавр» — главный, по мнению профессионалов, фестиваль, демонстрирующий и во многом определяющий тенденции отечественной кино-индустрии. В нынешнем году в его программу (спустя 16 лет) вернулся конкурс дебютных фильмов. Почему именно теперь?
Лозунг «Кинотавра» — «Настоящее российское кино» — как нельзя более точно определяет его программу: перерабатывая, усваивая, а иногда решительно опровергая уроки прошлого, но неизменно глядя в будущее, российское кино живет сегодняшним днем. Молодые режиссеры всегда были в фокусе внимания «Кинотавра», но все же в этом году случилось событие знаковое: организаторы внесли изменения в программу фестиваля — в ней вновь появился конкурс дебютных фильмов. Александр Роднянский, президент ОРКФ «Кинотавр», объясняет это так: «Конкурс дебютов ”Кинотавра“ существовал с 1998 по 2002 год, тогда появились и были отмечены призами Лариса Садилова, Алексей Мурадов, Андрей Прошкин и многие другие… Но наш фестиваль всегда откликается на особенности времени: сегодня фильмов стало значительно больше, поток дебютов — признак десакрализации индустрии, где снять кино может почти каждый».
Кто приходит сегодня в индустрию? Как реагируют на вновь пришедших продюсеры, почему они готовы рисковать, вкладываясь в новичков? Что нужно дебютанту, чтобы фильм состоялся? Обо всем этом «Огонек» поговорил с участниками и гостями «Кинотавра-2018».
Чем вызван рост количества дебютов?
Федор Бондарчук, сопредседатель попечительского совета ОРКФ «Кинотавр»:
— При нынешнем инструментарии фильм можно создать и без профессиональной техники: Final Cut у тебя в телефоне, цветокоррекция — в телефоне, саунд-дизайн — в телефоне, камера 11 мега-пикселей с разными объективами, в принципе, тоже. У людей исчезли ограничения в голове, страшилки, что нужны декорации, большая студия звукозаписи, что иначе не получится коммуникация со зрителем или идею не поймут.
Наталья Мокрицкая, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Новые люди»:
— Важный фактор — регионы, откуда стали присылать фильмы. Там появились бюджеты, стало модно иметь своего режиссера. Ну что стоит местному отделу культуры дать на производство фильма 100–200 тысяч рублей — они могут себе это позволить. Я сейчас была в Туле: там поддерживают молодого режиссера, который послал фильм на «Кинотавр», в регионе этим гордятся. Быть включенными в кино-процесс стало престижно.
Александр Роднянский:
— География производства расширилась. Мы говорим о феномене якутского кино, фильмы приходят с Алтая, из Бурятии, из Татарстана, из Владивостока: кинематограф стал технически и финансово более доступен, а талантливые люди живут везде.
Кто сегодня приходит в режиссерскую профессию?
Валерий Тодоровский, режиссер, продюсер фильма «Ваш репетитор» — участника конкурса «Дебют»:
— Приходят, как и всегда, молодые амбициозные люди, которые мечтают снимать кино. Среди них есть талантливые и бездарные, графоманы и гении — последних, конечно же, меньше. Хорошая новость состоит в том, что охота на таланты в России ведется сейчас почти как в Голливуде. Если человек придумал что-то реально стоящее, его шансы снимать кино очень велики. Когда мне рассказывают, что толпы гениальных дебютантов не могут найти себе продюсера и финансирование, я не верю, разумеется. Если дебютант скажет: «Хочу снять фильм про покорение конкистадорами Америки», бюджета ему на это не дадут. Но если он захочет снять фильм про то, как мальчик в шестом классе полюбил девочку, если история будет пронзительная — поверьте, выстроится очередь людей, которые захотят дать ему денег. И то, что на «Кинотавре» решили сделать отдельный конкурс дебютов,— свидетельство роста нового поколения русского кино.
Федор Бондарчук:
— Стандартная биография — «еще в школе заинтересовался кино, потом поступил во ВГИК» — перестала быть типичной. Люди приходят из самых разных сфер. Мысль, энергия, необузданное желание прокричать или тихо прошептать свою историю — вот что важно. И «Кинотавр» это подтверждает, мы видим, сколько дебютантов выходит в большое кино именно оттуда. Помню, как подошел к режиссеру Грише Добрыгину после его первой короткометражки: «Слушайте, Гриша, давайте с вами обсудим…» А он мне: «Простите, я должен сначала ответить на несколько уже поступивших предложений». Вот так в течение нескольких минут после показа на него набросились продюсеры.
Какие из режиссерских дебютов вы считаете знаковыми?
Федор Бондарчук:
— «Лед» Олега Трофима. Он сам даже не понял, что произошло: «Почему меня все поздравляют?» — «Правда, не понимаете? Вы, дебютант, ворвались в десятку миллиардников, установили кассовый рекорд первого дня проката».— «В смысле?» — «Милый мой, дорогой! Как же хорошо, что вы об этом ничего не знаете».
Наталья Мокрицкая:
— Продюсером я стала во многом из-за Кирилла Серебренникова — фильм «Изображая жертву» был дебютом для нас обоих. В тот момент я ничего не понимала в производстве: киновед по образованию, работала и хорошо зарабатывала в крупном рекламном агентстве, жила спокойно. Кирилл был театральным режиссером, мы давно дружили, и мне хотелось, чтобы его признали в кино, хотелось доказать профессиональному сообществу, что Кирилл очень талантлив. Я пересмотрела его спектакли и решила, что «Изображая жертву» — вполне кинематографичная история. Государство денег не дало, сказали: «Сними, покажи, а мы посмотрим». Я одолжила 250 тысяч долларов, сегодня, конечно, побоялась бы, и мы сняли фильм. В итоге государство нас поддержало. Это был мой первый продюсерский опыт.