Хлеб в помощь
Умер Мамуд Шавершян, владелец маленького продуктового магазина, герой «Огонька» и России.
Талон на выдачу одного батона и половинки черного» — такие бумажки с печатью «Продуктовый магазин ООО „Ерик“» выдавали малоимущим в городе Струнино Владимирской области с 2009 года. Мамуд Шавершян, открыв магазинчик и назвав его в честь внука, сразу решил, что будет помогать тем, «кто беднее» — пенсионерам, малоимущим, инвалидам. Так и делал, тихо, без огласки раздавал свежий хлеб — в месяц почти 2 тысячи «белого» и около тысячи «черного», плюс сушки, печенье, сухарики. Справок не требовал, национальностей не различал, документы предъявлять не просил — городок маленький, и так все знают, кто как живет.
Почти 200 жителей Струнино получали по 10 таких талонов в месяц и о хлебе насущном могли не беспокоиться. «Мы рассчитали, что бабушке как раз хватает на два дня батона и половинки „Дарницкого“. А потом она за свежим приходит»,— объяснял нам Мамуд в марте 2017 года, когда мы о нем узнали и приехали в гости. Мы тогда долго разговаривали, пили чай с его семьей, ездили с ним по делам, провели день в его магазине, пообщались с продавцами и со всеми, кто приходил за хлебом с талонами. Подготовили репортаж. И на следующий день после выхода «Огонька» бизнесмен буквально проснулся знаменитым. «Что случилось? — звонил он нам.— Вы ж вроде ничего особенного обо мне не написали, а меня везде обсуждают — в интернете, в администрации, на остановке! Сегодня ко мне едут брать интервью из Радио „Свобода“, завтра — из „Новой газеты“, на „Эхо Москвы“ еще приглашают».
О маленьком продуктовом магазине владимирской глубинки тогда узнали не только в России. В нашу редакцию звонили и звонили иностранные журналисты — из Франции, Германии, Канады, Прибалтики, Украины. Все просили контакты армянского бизнесмена езидского происхождения и уточняли: «Правда, что этот человек раздает русским старикам хлеб, а они жалуются, что мало дает?» Все хотели поскорее рассказать о хорошем Мамуде и плохих русских, которые его помощь не ценят и даже проклинают за то, что он их обворовывает.